Автор конспекта:
Автор(ы): — Бычковская Надежда Алексеевна
Место работы, должность: — равви биологии МБОУ «Средняя авиашкола № 5″ г. Когалыма
Регион: — Ханты-Мансийский пароавтономный кантон — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее кумулит
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 сословие
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Познакомить учащихся С строением и функциями кожи и ее производных.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология: Учебник для того чтоб учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана -Граф, 2009.
Используемая методическая литература: —
Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие. — М.: Вентана-Граф, 2006.
Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам "Биология.Человек", 8 (9) класс, Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева и др. — М.: ВАКО, 2005.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, рельефная пасхалия "Строение кожи".
Используемые ЦОР: —
Презентация "Кожа, ее строеньице и функции"
Краткое описание: — Урок биологии по теме "Кожа, ее строеньице и функции"
Тема урока: «Кожа, ее строеньице и функции»
Цель урока:познакомить учащихсясо строением и функциями кожи и ее производных.
Задачи урока:
Образовательная: сформировать знания о строении и функциях кожи, волос, ногтей.
Воспитательные:формировать бережное соотношение к своему здоровью, развивать воззрение о необходимости гигиенических процедур.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать связи посредь строением и функциями органов.
Оборудование:Таблица рельефная «Кожа», проектор, экран, компьютер, презентация.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Методы: щебетанье с использованием иллюстраций (презентация, таблицы) самостоятельная работка с учебником, рассказ, практическая работка в парах, контрафакция ИКТ.
Ход урока:
I. Организационный момент: досматривание готовности учащихся к уроку.1 мин.
II Актуализация знаний:3 мин.
1. Назовите системы органов человека, которые вам поуже изучили.
2. Расположите понятия в определенной последовательности: клетка, пневмосистема органов, организм, ткань, орган. (Клетка → ткань → совет → пневмосистема органов → организм) Слайд № 1.
III.Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы урока: 2 мин.
Сегодня мы познакомимся ещё с одно органом тела человека, его значением и строением. Сначала попробуйте отгадать, что это за капризный совет С многими функциями.
-Это наиболее тягостный совет человеческого организма, его масса у взрослого человека достигает 2,7 кг
— Этот совет круглогодично отмирает и круглогодично рождается вновь.
-Его называют «зеркалом здоровья и болезни»
-Этот совет коллегиально с нервной системой развиваетсяиз одного наружного листка.
-Этот совет формирует роговые образования – Ногти и волосы.
Верно, это кожа.И тема нашего урока «Кожа, ее строеньице и функции». Слайд №2. Целью нашего урока хватит исследование строения и функций кожи, но также ее производных – ногтей и волос.
2. Определение понятия «кожа» и основные функции кожи. (Беседа)4 мин.
— Что же такое кожа?
— Кожа – это верхний одежда тела, работающий границей посредь организмом и окружающей средой и неуязвимо заслоняющий все находящиеся по-под ней органы.
— От чесо защищает кожа?
— Кожа защищает редуцент от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных веществ, бактерий.
— Какие сначала функции кожи вам можете назвать?
-Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний-рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека избегать возможных повреждений.
— Рассмотрим диапозитив и сначала крата перечислим функции кожи. Слайд № 3
Функции кожи:
· Защитная роль (от механических повреждений; проникновения твердых частиц, микроорганизмов; несветлый меланин кожи меланин защищает редуцент от солнечных ультрафиолетовых лучей).
· Рецепторная или чувствительная роль (воспринимает различные раздражения, т. к. богата нервными окончаниями).
· Выделительная роль (состоит в участии в обмене веществ, рядом 0,5 л воды и солей выделяется черезо кожу в сутки, но также пот).
· Секреторная роль (осуществляемая железами потовыми, сальными).
· Терморегулирующая роль (в капиллярах кожи содержится 1 л крови, за день выделяет от 900 мм ступень 12 л пота).
· Запасающая роль (в подкожной клетчатке откладываются в виде жира запасные питательные вещества).
· В коже образуется аксерофтол «Д», стесняющий развитию рахита у детей.
· Дыхательная (через кожу осуществляется газообмен).
3. Строение кожи в связи с выполняемыми функциями.11 мин
— Существует единица взаимосвязанность посредь строением и функциями органов?
— Да, существует.
— Рассмотрим строеньице кожи в связи с выполняемыми функциями. Для этого мы заполним таблицу «Строение и функции кожи». Слайд № 4
— Кожа состоит из трёх слоёв. Наружный налет кожи – эпидермис. Под ним располагается мутон или именно кожа. Самый приглубый налет – подкожная жировая клетчатка или гиподерма. Далее самосильно заполните таблицу, используя конферанс учебника на стр. 163, 164 и рис. «Строение кожи». Слайд № 5
«Строение и функции кожи»
Слой кожи
Строение
Функции
Верхний Эпидермис
Средний Дерма
ВнутреннийГиподерма
IV. Физкультминутка.2минСлайд № 6. Давайте снимем натуга мышц кисти. 1. Выполним жим «Краб». Руки вытянуть вперед, пальцы растопырить, подобно разрешается посильнее напрячь, но после расслабить. Повторить 5 раз.
2. «Березка».Поднять руки вверх, потянуться подобно разрешается выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в и.п.Повторить 3 раза.
V. Закрепление и самокоррекция знаний.
1. Проверка и зооанализ работ. 2 мин
1. С помощью таблицы объяснить строеньице эпидермиса, его особенности в связи с выполняемыми функциями.Слайды № 7, 8.
Ответы учащихся:
Клетки наружного слоя эпидермиса мертвые, выполняют функцию защиты от физических и химических воздействий. Клетки внутреннего слоя эпидермиса делятся, образуя новые клетки эпидермиса, и содержат меланин меланин, который-нибудь придает цветение коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.
Дополнения учителя:
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, дородность которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Клетки эпителиальной ткани кучно прилегают дружок к другу. Поверхность наружного слоя состоит из мёртвых клеток(роговой слой), они защищают кожу. Мёртвые клетки круглогодично слущиваются и заменяются новыми. Обновление происходит за кредит деления клеток росткового слоя эпидермиса (самого глубокого). Клетки выталкиваются вверх и помалу приобретают твёрдость. Живут они 20 дней. Иногда отмершие пластинки не слущиваются, но обратно слипаются в пикнический панцирь, образуя мозоль.
2. Расскажите о следующем слое — дерме.Что входит в её состав? Какие функции выполняет? Слайд № 9, 10. 4 мин.
Ответы учащихся:
Дерма образована соединительной тканью.Этот налет толще наружного, и придаёт коже обеспеченность и эластичность. В дерме находятся потовые и сальные железы. Испарение пота спасает редуцент от перегрева, кожное лярд придаёт коже покладистость и эластичность. Нервные окончания способствуют чувствительности кожи. Кровеносные сосуды питают кожу.
Дополнения учителя (рассказ и беседа):
Дерма — (от греч.Derma– кожа). Толщина дермы достигает 2,5 мм. За кредит эластических и коллагеновых волокон соединительной ткани разрешается растянуть участок кожи в 5 – 6 раз, разве нужно, например, закрыть ожоговую рану. Дерма состоит из двух слоев – сосочкового и сетчатого. Сосочковый налет образован рыхлой соединительной тканью. Там располагаются кровеносные и лимфатические сосуды, но также нервные окончания — рецепторы. Расположение сосочков создают дактилоскопический рисунок. Сетчатый слойпредставлен плотной соединительной тканью (коллагеновые и эластические волокна). Там находятся волосяные луковицы и основания ногтей, кровеносные сосуды, сальные и потовые железы. Сальных желез вероятно быть по 15 шт. на 1 кв. см. За день телантроп выделяет рядом 20 грамм сала, амортизируя рядом этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.Потовые оковы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи.
— Где более будьте здоровы открывается протоков потовых желез?
— Чаще будьте здоровы у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.
— Знаете единица вы, что у человека гадательно дано ступень 3 млн. потовых желез, т.е. на 1 кв. см потовых желез вероятно быть ступень 100 шт. В холодную погоду телантроп выделяет ступень 0,5 л пота в сутки, но жаркую ступень 10-15 л. Иногда ступень 4 л в час. Для чесо наш редуцент выделяет пот – жидкость, состоящую из воды, минеральных солей, мочевины?
-Для охлаждения и удаления продуктов обмена.
— Таким образом, функции потовых желез: выделительная и терморегуляционная
— Каким образом напиток поступает к потовым железам?
— Из крови.
— Что знать “рецепторная роль кожи”
— Чувствительная. Рецепторы воспринимают различные раздражения.
— Верно, выделяют рецепторы- нервные окончания, реагирующие на на боль, холод, тепло, сжимание (холодовые и тепловые, тактильные, болевые). У человека на 1 кв. см рядом 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела ступень 8 млн., из них 1 млн. болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
3. Практическая работа.2 мин.Давайте проверим, подобно работают ваши рецепторы. Работаем в паре. Один вытверживающийся закрывает глаза, следующий подает ему реалия (ручка, рашкуль и др.). Сначала прокатывайте реалия посредь ладонями, попытайтесь определить предметы; после посредь кончиками пальцев. В каком случае легче узнать реалия и почему? Мы с вами видим, что мутон пальцев рук разительно чувствительна, таково подобно засим находится большое количество рецепторов осязания. Посмотрите на кончики пальцев черезо лупу, что вам видите? Правильно, засим папиллярныеузоры – они индивидуальны для того чтоб каждого человека и их используют для того чтоб идентификации личности человека. О дерматоглифике мы послушаем автосообщение учащегося на следующем уроке.
4. Расскажите о строении гиподермы и ее функциях. 1 минСлайд 11.
Гиподерма– подкожная жировая клетчатка – это наиболее приглубый налет кожи, представляет собой рыхлую соединительную и жировую ткань. Гиподерма предохраняет внутренние органы от ушибов, переохлаждения. В ней откладываются запасные питательные вещества – жиры.
5. О строении волосинка и ногтей нам расскажут учащиеся. 6 мин. Слайд 12.
Выступают ребятки с сообщениями.
Слайды 13, 14.“Ногти”
–Ногти– это роговые пластинки, лежащие в ногтевом ложе. Кожа ногтевого бенуар снабжена кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Ноготь имеет плохо предназначения: он действует, подобно защитная пластина и усиливает отзывчивость кончика пальца. За неделю ногтище вырастает так на 0, 83 мм. Под ногтями быстро размножаются бактерии, которые припеваючи могут попасть в редуцент человека. Вот благодаря тому таково претенциозно соблюдать гигиену и поддерживать чистоту ногтей.
Слайды 15- 17. “ Волосы”
— Волос – роговое дериват кожи, состоит из корня и стержня. Корень погружен в волосяную луковицу, хоть отбавляй подходят раздраженность и сосуды. Снаружи завиток покрыты кутикулой. На голове у человека в среднем от 80 ступень 200 тысяч волос. Количество зависит от цвета волос: у рыжих их поменьше будьте здоровы (около 80 тыс.); у черноволосых – 100 тыс. Больше будьте здоровы волосинка у блондинов – рядом 140 тыс., но они тоньше. Волосы растут с разной скоростью, так 1 см в месяц. Несколько лет ступенчато волосинка растет, дальше чесо фолликула «отдыхает» 2-3 месяца. После «отдыха» ношенный волосинка выпадает, и начинается свежеиспеченный цикл. Каждый нониди у нас выпадает 50-100 волосков, это количество считается нормой. Важно безукоризненно определить тип, к которому относятся ваши завиток и мутон головы, и применять соответствующие средства для того чтоб ухода за волосами, для того чтоб сохранить их здоровыми. Существует специальная наука, изучающая завиток – трихология.
VI. Домашнее задание. Слайд 18. 1 мин
Изучить § 41, ответить на вопросы, определить артикул своей кожи. Подготовить автосообщение по уходу за кожей, о первой помощи рядом поражении кожи, о дерматоглифике.
VII. Итог урока. Выставление оценок.Слайд 19. 1-2 мин
Кожа — верхний одежда тела, осуществляющий различные функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную, состоит из эпидермиса, дермы, гиподермы. Производными кожи являются роговые образования – завиток и ногти.
VII. Рефлексия. Слайд 20. 1 мин
Как вам поработали сегодняшний день на уроке, допишите фразу.
я познакомился с …
было непросто …
у меня получилось …
хотелось бы …
мне запомнилось …
я попробую …
Использованные источники:
1. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Биология 8 класс, M.: Вентана — Граф, 2009 г.
2. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.,Н., Биология Человек 9 , М.: «Дрофа» 1997.
3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.-М.: Вентана — Граф, 2006 г.
4. Пугал Н. А., Козлова Т. А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8 кл. – М.: Владос, 2003.
5. Энциклопедия для того чтоб детей. Т.2. Биология 3-е изд., перераб. и доп. — Аванта+, 1996.
http://900igr.net/prezentatsii/biologija
http://festival.1september.ru
http://nsportal.ru/shkola/biologiy
http://www.liveinternet.ru
http://www.svenson.ru
Файлы: Кожа, ее строеньице и функции .ppt
Размер файла: 1105408 байт.