Автор конспекта:
Автор(ы): — Лопашева Екатерина Сергеевна

Место работы, должность: — МОУДОД ДМШ№5, преподаватель

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: — Преимущества раннего обучения детей музыке, рекомендации по подбору учебной программы

«Подбор репертуара для подготовительного класса фортепиано»

ПРЕИМУЩЕСТВА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ

Обучение детей музыке представляет собой сложный и многогранный процесс, который неоднократно рассматривался в педагогических методиках различных школ и отдельных педагогов. Ускорение темпа жизни, усложнение общеобразовательной подготовки детей, усиление требований к личности в современном мире привносят своевременные коррективы и в работу подготовительных классов.

Психологи считают, что период от трех до пяти лет — лучшее время для начала занятий музыкой. Ребенок в своем развитии проходит несколько «критических периодов». Эти периоды характеризуются высокой степенью восприимчивости мозга. Данный возраст — один из наиболее мощных по своей интенсивности «критических периодов», когда происходит то, что генетики называют «импрессингом». Импрессинг — это активизирующее воздействие внешней среды, падающее на наиболее чувствительный период развития и способное определить, направить всю последующую жизнь человека.

Возрастной период от 3 до 5 лет является наиболее подходящим для восприятия сенсорного (музыкального) притока. Именно в этом возрасте воздействие внешней среды оказывается наиболее мощным, начинают реализовываться генетически обусловленные природные задатки. Раннее начало обучения музыке является эффективным средством развития психической и интеллектуальной сферы, активации высших функций мозга.

В научном мире нередко высказывается мнение, что музыкальное воспитание следует начинать даже с внутриутробного периода. Экспериментальные исследования подтверждают предрасположенность новорожденных детей к слушанию и восприятию классической музыки. Однако время воздействия нужно дозировать. Дети второго года жизни могут слушать непрерывно звучащую музыку в течение 40 секунд. Дети третьего года жизни могут воспринимать непрерывно звучащую музыку 1-1,5 мин.

Исследования выявили особую роль в созревании мозга задействованности именно пальцев рук. Доказано, что тренировка пальцев рук с помощью точных координированных движений является сильнейшим средством активации коры головного мозга. Движения кисти руки ускоряют созревание не только сенсомоторных зон коры мозга, но и центра речи, а также способствуют интеграции деятельности мозга.

В трехлетнем возрасте уже отчетливо проявляются индивидуальные особенности физического и интеллектуального развития — памяти и внимания, эмоциональной восприимчивости, богатства воображения, фантазии, зрительно-пространственных представлений. Поэтому для ребенка очень важно то эмоциональное состояние, в котором проходят уроки. Только в игре малыш активен, радостен, полностью поглощен происходящим. Музыка, с которой они знакомятся, производит на них неизгладимое эмоциональное впечатление.

Бережное отношение к ребенку, ранее погружение его в музыку и замедленный процесс обучения позволяют раскрыть творческий потенциал ученика и способствовать развитию его творческой индивидуальности.

Особенностью работы с трехлетними детьми является достаточно длительный подготовительный период, когда ученик еще не играет на инструменте. Его готовность к практической игре индивидуальна. В зависимости от личных качеств ученика, от уровня его музыкального восприятия, интеллектуального развития и физического состояния педагог устанавливает продолжительность подготовительного периода.

ВЫБОР РЕПЕРТУАРА

В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на фортепиано доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.

С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.

Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.

Как сделать интересными и любимыми занятия музыкой? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, сказка-рассказ. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.

Поэзия обогащает эмоциональное восприятие, переживание музыки. Смысловое и образное насыщение мелодий, которые используются в детских сборниках, облегчает работу, помогает преодолеть пассивность восприятия, будит фантазию, увлеченность и желание творческих поисков художественных образов.

Педагоги проводят массу времени в поисках необходимого репертуарного материала: из одного можно использовать пьесу, из другого — два упражнения, в третьем есть подходящая картинка, в четвертом — стихи… Хотелось бы найти музыкальные детские сборники с прекрасными мелодиями, стихами, иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими глазами нотами.

Именно с этой позиции мне и хотелось бы проанализировать некоторые сборники, составленные для детей, начинающих учиться музыке, осваивающих нотную грамоту.

1. С. Барсукова «Веселая музыкальная гимнастика». Сборник состоит из 67 мини-пьес. Эти упражнения способствуют развитию технических навыков начинающих музыкантов: исполнению различных штрихов, двойных нот и аккордов, гаммообразного движения, игре двумя руками в зеркальном и параллельном движении, координации рук. Все упражнения легко ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д. эти пьесы иллюстрируются картинками, которые способствуют усвоению материала и развивают образное мышление учащегося. Упражнения выстроены в порядке постепенного усложнения материала.

2. Гнесина Е. «Фортепианная азбука» – довольно скучный по оформлению, но прекрасный по содержанию сборник упражнений.

3. Н.Н. Горошко «Музыкальная азбука для самых маленьких». Сборник призван сделать процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на фортепиано доступными для детей с самыми обычными данными. Эта система уроков основана на ярком музыкальном материале в сочетании с рисунками, текстами песенок, сказками, сопровождающими игру на фортепиано. Предлагаемая в книге методика апробирована в музыкальных школах и имеет большой успех. Автор предлагает несколько первых уроков, которые могут послужить развивающей основой для фантазии преподавателей, пожелавших воспользоваться этой методикой.

4. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Полная учебная программа 1-го года обучения игре на фортепиано. Первый раздел — это собственно учебник, где пьесы обязательно разучивать именно в данной последовательности (многие из них сознательно упрощены). Второй раздел — хрестоматия для первоклассника, составленная из лучших образцов фортепианной музыки для детей. Третий раздел — ансамбли, большинство из которых публикуется впервые. Прекрасная подборка пьес, очень хорошо, неторопливо выставлены по возрастанию трудности, все очень доступно и на высоком художественном уровне.

5. Н. Кончаловская «Нотная азбука»1984г – прекрасный красочный сборник в стихах о нотной грамоте, яркие иллюстрации. Это не сборник фортепианных пьес, а именно освоение нотной грамоты, яркие пьески для слушания и песенки.

6. И. Королькова «Крохе-музыканту» этот сборник является методическим пособием, предназначенным для обучения игре на фортепиано детей с 4-5-летнего возраста. Весь нотный материал публикуется впервые. Тексты песенок образны и просты по содержанию. В силу особенностей детской психологии автор считает нецелесообразным перегружать нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения. По этой же причине не проставлена и аппликатура. Гармоническим дополнением к мелодиям служит партия учителя. Представлены также несколько ритмических упражнений.

7. А. Г. Классен «Фортепианные эскизы» (юношеские пьесы) и «Детские пьесы» (сборник детских пьес в 2, 4 и 10 рук). Автор активно предлагает свои сборники через интернет.

8. Литовко «Изучение басового ключа маленькими пианистами». Сборник весь написан в басовом ключе.

9. Литовко «Музыкальный букварик». Предназначен как для занятий с педагогом, так и для занятий дома с родителями. Содержит подробные методические рекомендации для каждой пьесы в отдельности. Может быть полезен если родители ученика принимают активное участие в занятиях. Минус – не яркий, нет иллюстраций, вряд ли заинтересует самого ученика.

10.«Пора играть, малыш!» Также ориентирован на родителей, занимающихся с детьми дома. Очень хорошая последовательность расположения материала. Каждый прием игры, каждое новое понятие отдельно (по несколько пьесок). Легкие детские попевки и пьески. Вначале пьески даны с аккомпанементом педагога. Прекрасные доступные тексты, понятные музыкальные образы. Предполагается, что иллюстрации будет раскрашивать ученик.

11. «Большая музыка – маленькому музыканту» Т. Юдовина-Гальперина предлагает маленьким детям играть отрывки из серьезной классической музыки. Это легчайшие (буквально для первоклассников) переложения известных произведений Грига, Штрауса, Россини и т.д., отрывки из опер и симфоний. Каждая пьеса дополнена краткой биографией композитора и небольшим анекдотом, с ним связанным. Она считает, что именно такого «продукта» не хватает в библиотечке малышей. Сборник рекомендуется в качестве пьес для самостоятельного разучивания и музицирования дома, для расширения кругозора.

Список литературы.

1. Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика, Ростов: Феникс, 2008.

2. Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких, Ростов: Феникс 2007.

3. Геталова О. Визная И. В музыку с радостью, Санкт-Петербург: Композитор, 2002.

4. Гнесина Е. Фортепианная азбука. – Л.: Советский композитор, 1979.

5. Классен А. Г. Детские пьесы (сборник детских пьес в 2, 4 и 10 рук).

6. Королькова И. Крохе-музыканту, Ростов: Феникс, 2006

7. Кончаловская Н. Нотная азбука. – Киев: Музична Украина, 1984.

8. Литовко Ю. «Семь нот» Упражнения для изучения басового ключа начинающими музыкантами. – СПб: Союз Художников, 2004.

9. Литовко Ю. Музыкальный букварь для начинающих пианистов. – СПб: Союз Художников, 2004.

10.Першина Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.

11. Пособие для начинающих «Пора играть, малыш», Ростов: Феникс, 2003.

12.Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.: Музыка, 1985.

13. Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка – маленькому музыканту.

‹ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий Вверх Портфолио Козлова А.И. ›

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология