Автор конспекта:
Автор(ы): — Лопашева Екатерина Сергеена

Место работы, должность: — МОУДОД «ДМШ №5″ г. Саратова, физкультурник

Регион: — Саратовская территория

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное основание детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Внешкольная работища
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Родитель

Тип ресурса: — методическая проходка

Краткое экспликация ресурса: — Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера детской музыкальной школы

Концертмейстер и концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен буквально везде: и на классе – вдоль всем специальностям (кроме именно пианистов), и на концертной эстраде, и на хоровом коллективе, и на оперном театре, и на хореографии, и на преподавательском арена (в классе концертмейстерского мастерства). Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, музыкальные и педагогические училища и вузы. Однако при этом многие музыканты склонны относиться к концертмейстерству свысока: игра «под солистом» и вдоль нотам якобы не требует большого мастерства. Это серьезно ошибочная позиция.

Солист и фортепьянист (аккомпаниатор) на художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Более того, концертмейстерское телеискусство доступно далековато не всем пианистам. Оно требует высокого музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания. Почти все выдающиеся композиторы занимались аккомпанементом. Стоит вспомнить яркие примеры сотрудничества Мусоргского с Леоновой, Рахманинова с Шаляпиным. В настоящее время в России стали проводиться конкурсы-фестивали концертмейстеров, на которых, минуя состязаний музыкантов, обсуждаются такие проблемы словно «несоответствие сложнейших задач, стоящих пред концертмейстером (его роли на ансамблевой работе с солистом, его значения на развитии музыканта и его вкладе на финальный высокохудожественный результат), и того места, которое преимущественно отводится аккомпаниаторам, разумеется вдобавок диспропорции на уровне оплаты музыкантов» .

В обширном пожниво деятельности пианиста-концертмейстера работища на детской музыкальной школе и школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, нежели вместе с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помощь ему выработать навыки игры на ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, на связи с возрастными особенностями детского исполнения, отличается на трех шагах дополнительных сложностей и особой ответственностью.

Задачи и особенность работы концертмейстера

Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и на литературе частенько применяются словно синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» — сопровождать) – музыкант, сражающийся партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ход и гармония, аккомпанемент подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная работища ложится на закорки аккомпаниатора. Он надо справиться с ней, воеже достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.

Концертмейстер – «пианист, подмогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и сопровождающий им на на репетициях и на концертах». Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно чуть концертную работу, тут словно мысль концертмейстер содержит на себе нечто большее: разучивание с солистами их партий, навык контролировать атрибут их исполнения, умение их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей на исполнении, навык подсказать правильногибочный сухопутье к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, на деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их тягостно отделить братан ото друга на учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Какими же качествами и навыками надо обладать пианист, воеже корпуленция хорошим концертмейстером? Прежде всего, он надо первоклассно владеть роялем – словно на техническом, скажем и на музыкальном плане. Плохой фортепьянист отродясь не станет хорошим концертмейстером.

Специфика работы концертмейстера на школе искусств широка и многогранна. Ему нужно сотрудничать с представителями разных художественных специальностей, следственно изрядный концертмейстер ранее всего – «универсальный» музыкант.

Перечислим, какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для азбука профессиональной деятельности на школе искусств.

· в первую очередность навык читать с листа фортепианную партию всяк сложности, играя аккомпанемент видеть и однозначно представлять партию солиста, содействовать самый яркому его исполнению;

· владение навыками игры на ансамбле;

· умение читать и транспонировать на полтона и окраска наверх и вниз четырехголосные хоровые партитуры;

· знание основных дирижерских жестов и приемов;

· знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; быть преимущественно чутким, воеже уметь опрометью подсказать солисту слова, компенсировать, где-либо это необходимо, темп, настроение, характер, разумеется на случае надобности – мало подыграть мелодию;

· умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; подбирать вдоль слуху гармонии к заданной теме на простой фактуре.

· знание истории музыкальной культуры. изобразительного искусства и

· литературы, воеже вдоль всем видимостям отразить эрререско и выпуклый система произведений.

Специфика игры концертмейстера состоит вдобавок на том, будто он надо найти резон и веселье на том, воеже быть не солистом, а одним изо участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же нужно приспосабливать свое фантом музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, однако нужно возле этом сохранить свойский субъективный облик.

Концертмейстер надо обладать на трех шагах положительных психологических качеств. Так, чуткость концертмейстера – это чуткость всесторонне особого рода. его требуется распределять не едва лишь посередке двумя собственными руками, однако и относить к солисту – главному действующему лицу. В кажинный магнетон важно, будто и словно делают пальцы, словно используется педаль, слуховое чуткость занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое чуткость следит за воплощением единства художественного замысла. Такое надрыв внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, и быстрота и энергия реакции вдобавок дико важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он должен на случае, разве артист на концерте или экзамене перепутал сладкозвучный конферанс (что частенько бывает на детском исполнении), не переставая играть, кстати подхватить солиста и удачно довести детище раньше конца. Опытный концертмейстер извечно вероятно снять неконтролируемое волнение и нервное надрыв солиста пред эстрадным выступлением. Лучшее спецсредство для этого – сама музыка: по отдельности выразительная игра аккомпанемента, особый возбуждение исполнения. Творческое муза передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, разумеется за ней и мышечную свободу. Воля и сдержанность – качества, вдобавок необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он надо неизменно помнить, будто ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, словно и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Функции концертмейстера, работающего на учебном заведении с солистами (с детским контингентом на особенности), носят на значительной мере сурдопедагогический характер, так словно они заключаются, главным образом, на разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует ото пианиста, минуя аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний изо области смежных исполнительских искусств, разумеется вдобавок педагогического чутья и такта.

Заключение

Работа концертмейстера на школе искусств заключает на себе и прибранно творческую (художественную), и педагогическую деятельность. Музыкально-творческие аспекты проявляются на работе учащимися любых специальностей. Педагогическая сторона деятельности преимущественно доступно выявляется на работе с учащимися вокального и хореографического классов, разумеется также в определенной мере предполагается на работе с исполнителями на струнных смычковых инструментах. Мастерство концертмейстера серьезно специфично. Оно требует ото пианиста не едва лишь огромного артистизма, однако и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, вдобавок отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков вдоль чтению и транспонированию различных партитур, вдоль импровизационной аранжировке на фортепиано.

Деятельность концертмейстера требует ото пианиста применения многосторонних знаний и умений вдоль курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – на их взаимосвязях.

Для педагога вдоль специальному классу концертмейстер – правая почерк и отличный помощник, сладкозвучный единомышленник.

Для солиста (певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог.

Право на такую занятие вероятно иметь далековато не кажинный концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью на достижении нужных художественных результатов возле совместной работе с солистами, на собственном музыкальном совершенствовании.

Полноценная профессиональная энергия концертмейстера предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких словно взрослый масштаб внимания и памяти, высокая работоспособность, нестационарность реакции и изобретательность на неожиданных ситуациях, выдержка и воля, сурдопедагогический осторожность и чуткость.

Специфика работы концертмейстера на детской школе искусств требует ото него особого универсализма, мобильности, умения на случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер надо питать особую, бескорыстную имя к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он извечно остается «в тени», его работища растворяется на общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это ремесло педагога, и рукоделие его вдоль своему предназначению сродни труду педагога».

Файлы: Для Юбилея заведующей.doc
Размер файла: 34816 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология