Автор конспекта:
Автор(ы): — Прокопенко Иван

Место работы, должность: — Прокопенко Иван,10 класс МОУ «Краснополянская СОШ», руководитель — Прокопенко Е.А., учитель истории МОУ «Краснополянская СОШ»

Регион: — Псковская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Цель урока: — Сохранение и развитие у школьников чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе. Активизация интереса к углубленному изучению истории Отечества. Воспитание у школьников уважения к достижениям отцов. узнать о судьбе Юрия Станиславовича Янкевича, его военной юности. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи: 1. Расспросить жену Ю.С.Янкевича – Ирину Николаевну, старожилов колхоза «Красная поляна» о Янкевиче Ю.С. 2. Проанализировать материалы, хранящиеся в краеведческом музее Краснополянской СОШ и Новосокольническом краеведческом музее: фотографии, воспоминания, документы, касающиеся жизни Янкевича Ю.С. и его боевого пути. 3. Познакомиться с литературой о Янкевиче Ю.С. и партизанской бригаде, в которой он воевал.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Изучены книги:

- «Не сломленные бурей» Н.Масолова, где рассказывается о военной юности Янкевича Ю.С.,

- «Пылающий лес» В.И.Марго — о действиях 5-й Калининской партизанской бригады,

- Книга Памяти Псковской области т. 14, посвященный Новосокольническому району,

- «Непокоренная земля Псковская», которая содержит документы и материалы из истории партизанского движения,

- «Весенний день год кормит» Н.С.Новикова о колхозе «Красная поляна».

Используемая методическая литература: —

1. Воспоминания Янкевич И.Н. (жены Янкевича Ю.С.), проживающей в п.Маево Новосокольнического района.

2. Воспоминания Янкевич Валерии Игнатьевны (по сохранившимся записям и письмам).

3. Документы и материалы Новосокольнического краеведческого музея (альбом о Ю.С.Янкевиче, личные вещи и документы).

4. Документы и материалы краеведческого музея Краснополянской СОШ.

5. Воспоминания старожилов колхоза «Красная поляна» (Григорьевой Л.Е., Кондратьевой М.А., Богдановой Е.П.).

6. Автобиография Янкевича Ю.С.

7. Свидетельство об окончании Афанасьево-Слободской неполной средней школы Янкевичем Ю.С.

8. Справка о пребывании в партизанском отряде Янкевича Ю.С..

9. Удостоверение о присвоении звания «Гвардия» Янкевичу Ю.С.

10. Удостоверение к медали «За победу над Германией» Янкевича Ю.С.

11. Характеристика на бывшего партизана Янкевича Ю.С.

12. Студенческий билет ЛГУ им.Жданова Янкевича Ю.С.

13. Выписка экзаменационных оценок Янкевича Ю.С. по окончании Идрицкого зооветеринарного техникума.

14. Свидетельство участника ВСХВ Янкевича Ю.С.

15. Диплом об окончании ЛГУ им.Жданова Янкевичем Ю.С.

16. Удостоверение об избрании депутатом Янкевича Ю.С.

17. Билет в Москву делегата XXII съезда КПСС.

18. Билет на концерт делегата XXII съезда КПСС.

19. Фотографии из семейного архива Янкевича Ю.С.

Используемое оборудование: —

Сканер, принтер, кмпьютер.

Краткое описание: — Работа «Юный партизан» посвящена Юрию Станиславовичу Янкевичу. В ней рассказывается о военной юности пятнадцатилетнего партизана. При написании работы использовались воспоминания Юрия Станиславовича, его жены Янкевич Ирины Николаевны, проживающей в посёлке Маево, сохранившиеся воспоминания Янкевич Валерии Игнатьевны (его матери), старожилов колхоза «Красная поляна», документы и материалы Новосокольнического районного краеведческого музея и музея Краснополянской средней школы. Доклад рассчитан на краеведов-исследователей, всех, кто интересуется историей своего края.

"Юный партизан"

План:

1. Введение. Цель, задачи и методы выполнения работы.

2. Военная юность Янкевича Ю.С.

3. Послевоенная судьба Янкевича Ю.С.

4. Заключение.

Цель, задачи и методы выполнения работы.

Моя работа «Юный партизан» посвящена Юрию Станиславовичу Янкевичу.

В школьном краеведческом музее сохранились уникальные документы бывшего партизана Юрия Янкевича. Я заинтересовался военной судьбой этого человека, ведь в 1941 году ему было, как и мне сейчас — 15 лет.

Цель работы: узнать о судьбе Юрия Станиславовича Янкевича, его военной юности.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

1. Расспросить жену Ю.С.Янкевича – Ирину Николаевну, старожилов колхоза «Красная поляна» о Янкевиче Ю.С.

2. Проанализировать материалы, хранящиеся в краеведческом музее Краснополянской СОШ и Новосокольническом краеведческом музее: фотографии, воспоминания, документы, касающиеся жизни Янкевича Ю.С. и его боевого пути.

3. Познакомиться с литературой о Янкевиче Ю.С. и партизанской бригаде, в которой он воевал.

Методы выполнения работы:

Интервьюирование родственников и тех, кто помнит Ю.С.Янкевича.

Источниковедческий анализ. Ему были подвергнуты воспоминания Янкевич Валерии Игнатьевны — матери Ю.С.Янкевича, которые хранятся в краеведческом музее Краснополянской СОШ, альбом о Янкевиче Ю.С., который хранится в районном краеведческом музее города Новосокольники; воспоминания его жены Ирины Николаевны, проживающей в посёлке Маево, рассказы старожилов колхоза «Красная поляна.

Библиографический анализ.

Изучены книги:

- «Не сломленные бурей» Н.Масолова, где рассказывается о военной юности Янкевича Ю.С.,

- «Пылающий лес» В.И.Марго — о действиях 5-й Калининской партизанской бригады,

- Книга Памяти Псковской области т. 14, посвященный Новосокольническому району,

- «Непокоренная земля Псковская», которая содержит документы и материалы из истории партизанского движения,

- «Весенний день год кормит» Н.С.Новикова о колхозе «Красная поляна».

Исторический анализ.

Ему были подвергнуты документы Янкевича Ю.С.: автобиография, свидетельство об окончании Афанасьево-Слободской неполной средней школы, справка о пребывании в партизанском отряде, наградные документы, характеристика, студенческий билет студента ЛГУ им.Жданова, выписка экзаменационных оценок Янкевича Ю.С. по окончании Идрицкого зооветеринарного техникума, свидетельство участника ВСХВ, диплом об окончании ЛГУ им.Жданова.

Обобщение полученных материалов.

Работа рассчитана на краеведов-исследователей, всех, кто интересуется историей своего края.

Юрий Станиславович Янкевич родился в городе Опочка. Когда началась война, он только что окончил семь классов Афанасьево — Слободской неполной средней школы Себежского района.

Семья Юры, покинув деревню, не успела уехать далеко. Пришлось вернуться в свой дом. А там уже побывали оккупанты: взломаны замки в дверях, выбиты стёкла, свалены в кучу поломанные стулья, диван. В кабинете отца валялись осколки от пробирок, пол был устлан вырванными листами из книг. Разорена библиотека, которую отец собирал годами, гордился ею.

Из воспоминаний Юрия Станиславовича: «Вскоре в деревне вновь раздался треск мотоциклов. Я ехал на велосипеде по задворкам и не успел спрятаться. Подбежал солдат-фашист. Он поставил меня спиной к куче сена, принудил поднять руки вверх и решил, видимо, позабавиться: пустил автоматную очередь над головой.

Плохо бы для меня всё это кончилось, не окажись поблизости женщин. Они шли за водой к колодцу и, подняв коромысла, бросились к моему мучителю. Тётя Даша, жена избача (библиотекаря), крикнула:

- Юра, беги в кусты!

Женщины были смелые. Гитлеровец струсил: подобрал велосипед и бросился догонять свою часть».[1]

На домах и заборах появились объявления: немецкий комендант приказывал жителям сдать имеющееся у них оружие, угрожая расстрелом. В тот же день Юре передали просьбу директора школы собирать любое оружие и складывать его под поленницу дров за сараем школы. Школьники вместе с Юрой клали в тайник подобранные на местах боёв винтовки, подсумки с патронами. Из тайника всё это кто-то аккуратно забирал.

Зимой подростки получили новое задание. Они писали от руки листовки о разгроме фашистов под Москвой и наклеивали их на объявления и приказы оккупантов. Юра и его товарищи просились в партизаны, но пятнадцатилетним отказывали.

Но пришло и их время. В феврале 1943 года Юра ушёл в партизаны. В знаменитой бригаде Марго его отец, Станислав Станиславович, был оружейным мастером, а Юра стал разведчиком, подрывником.

Юрий Станиславович вспоминает: «Мы явились к командиру Василию Николаевичу Никонову. Он пожал нам руки и торжественно назвал бойцами 2-го отряда 5-й калининской бригады. Командовал бригадой Владимир Иванович Марго.

Мы готовились к боевым действиям. Нас учили ползать, подкрадываться незаметно, стрелять, разбирать и собирать с завязанными глазами винтовку, автомат, немецкое трофейное оружие, оказывать помощь раненым, делать самодельные мины, ходить по азимуту».[2]

Бойцы отряда возвращались с боевых заданий радостные, возбуждённые, оживлённо рассказывали о засадах, диверсиях. Подросткам тоже хотелось совершить что-то большое. Но всякий раз командир взвода назначал их часовыми, разводящими.

Из воспоминаний Янкевича: «Однажды мы чистили картошку. И вдруг – срочный вызов в штаб. Учащённо забилось сердце, когда вошли в избу, где находился комиссар бригады Андрей Семёнович Кулеш.

Он сказал:

- Ребята, мы поручаем вам особое задание, – и, внимательно оглядев каждого из нас, продолжал: — Только к вам просьба: о том, куда вас направляют и зачем, никому не рассказывать.

Как загорелись у нас глаза! Мы оживились, обрадовались. И я как-то не придал значения, что, кроме моих сверстников, в беседе участвовали начальник хозяйственной части бригады Курочкин да ещё несколько бородатых партизан, годившихся нам в отцы».[3]

Курочкин объяснил ребятам особое задание – создать резервную партизанскую базу. По ночам в глубине леса ребята рыли углубления в мёрзлой земле, обносили их сосновыми брёвнами и закладывали туда мешки с мукой, бочки с солёным и мороженым мясом, зерно, ящики с боеприпасами… К середине апреля база была готова. Маскировка была отличной: сам Курочкин, участник строительства базы, едва её потом отыскал.

Ребята возвратились в отряд и были зачислены в разведывательные и диверсионные группы.

Партизаны не давали фашистам ни минуты покоя: взрывали железнодорожное полотно, мосты, резали линии телефонной и телеграфной связи, уничтожали живую силу, технику и материальные средства гитлеровцев повсеместно. Летом 1943 года только в результате одной операции в районе Себеж — Зилупе отряд, в котором воевал Юра Янкевич, подорвал более пяти километров рельсового пути и разрушил столько же километров линии телефонной связи.

Осенью 1943 года фашистский гарнизон села Дубровка, получив подкрепление из Себежа, предпринимал набеги в партизанскую зону. Гитлеровцы жгли деревни и расстреливали беззащитное мирное население, не успевшее укрыться в лесах.

В ноябре фашисты сожгли деревню Верино и расстреляли часть жителей. Отряду было поручено сделать засаду и уничтожить карателей. В течение трёх дней отрядные разведчики, среди которых был и Юра, вели наблюдение. В результате наблюдения командир отряда принял решение: сделать засаду на пепелищах сожжённой деревни, заминировать мост, пропустить карателей на берег, занятый партизанами, и тут навязать им бой.

Заняв исходные позиции, отряд замер, поджидая врага. Когда рассвело, фашисты переправились через мост и двинулись по дороге между рекой и находившимся в засаде отрядом. В этот момент партизаны взорвали мост. Это было сигналом к бою.

Из воспоминаний Юрия Станиславовича: «Мы открыли огонь. Каратели в панике заметались по берегу. Некоторые из них залегли, открыли ответную стрельбу. Из гарнизона Дубровка противник получил подкрепление, и теперь по нашей цепи, преследовавшей карателей, был открыт миномётный огонь. Но нас выручил туман и моросящий дождь: под их прикрытием мы вышли из-под обстрела, понеся небольшие потери. В этом бою наш отряд уничтожил 24 фашиста».[4]

Весна 1944 года… Фронт быстро перемещался на запад. Вместе с тем плотность немецко-фашистских войск вокруг партизанского края во много раз увеличилась. Перед партизанами ставилась задача – усилить удар по врагу.

Но и каратели теснили партизан. В конце апреля бригада выходила из окружения, на этот раз из опочецких лесов, и с боями пробивалась к границе с Латвийской ССР, чтобы в лесах северо-восточнее станции Зилупе соединиться с латышскими партизанами.

Юрий Станиславович вспоминает: «Продуктов не было, боеприпасы кончались. В те тяжёлые дни я заболел. От высокой температуры временами терял сознание. Меня несли разведчики. Казалось, силы уже на исходе. Подошли к землянкам, сожжённой гитлеровцами деревни Машнёво, близ Борисинок. Землянки располагались в лесу, окружённом болотом. Здесь разведчики встретили знакомую девушку Машу Петрову. Она ютилась с матерью и младшим братишкой Васей в одной из землянок. Маша и её мать оставили меня у себя.

Ребята собрали мне чуть ли не последние патроны и крохи продуктов, хотя я уже и не мог есть. Всего этого я тогда не знал, мне рассказали потом.

Наш отряд ушёл. Вслед за партизанами потянулись в леса и обитатели землянок.

К вечеру фашисты подошли на край болота. Из нашей землянки можно было слышать лязг гусениц, вой моторов и лай немецких овчарок. Маша поила меня морковным чаем и прикладывала компрессы к голове.

Ночью каратели не посмели войти в лес, а на рассвете к лесным землянкам прискакали трое всадников-партизан, среди них был комиссар нашей бригады А.С.Кулеш. Андрей Семёнович с помощью товарищей привязал меня к седлу своего коня, и я был доставлен в лагерь на «Зелёный остров». Комиссар же до расположения бригады шёл пешком.

Выжил я чудом. Госпиталь состоял из нескольких шалашей, покрытых еловыми ветками. Андрей Семёнович нашёл способ разыскать мою мать Валерию Игнатьевну Янкевич, которая, как и другие жители деревни, скрывалась в окрестных лесах. Она пришла на остров и вместе с Ниной Карповой, молоденькой санитаркой, ухаживала за больными и ранеными.

Вскоре развернулось широкое наступление войск Второго Прибалтийского фронта. Последние партизанские бои - и мы встретились с частями родной армии.

Я, как и многие мои товарищи, не имел тогда призывного возраста. Но мы знали, что за победу ещё надо драться, и поэтому написали заявление с просьбой зачислить нас добровольцами в ряды сражающихся войск.

Просьба была удовлетворена. На рассвете, уже одетые в новенькое красноармейское обмундирование, после принятия военной присяги мы были выстроены для отправки на фронт.

Так я оказался в роте разведки старшего лейтенанта Гарбуза, в пятой Краснознаменной мотострелковой бригаде, входившей в состав 5-го Двинского танкового корпуса».[5]

В 1944 году Юрий Янкевич — младший сержант Красной Армии, командир бронетранспортёра, командир взвода.

Юрий Станиславович служил в частях Советской армии по март 1950 года.

В 1948 году окончил 9 классов вечерней школы при военной части, где проходил службу. После службы закончил Себежский сельскохозяйственный техникум, а затем в 1975 году Ленинградский государственный университет им. Жданова.

В послевоенные годы Юрий Станиславович — комсомольский работник, работал в районном управлении сельского хозяйства. Несколько лет возглавлял передовой колхоз Псковской области «Красная поляна». Старые колхозники вспоминают о нём как о хозяйственном, честном руководителе, профессиональном хозяйственнике. В 1957 году принимал участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В 1961 году Юрий Станиславович — делегат XXII съезда КПСС[6] .

В журнале «Наш современник» за 1979 год в статье Сергея Викулова Янкевич назван в ряду лучших руководителей Нечерноземья. Но незадолго до публикации Юрий Станиславович погиб в автомобильной катастрофе.

Из характеристики на бывшего партизана-разведчика 5-й Калининской партизанской бригады Янкевича Юрия Станиславовича.

«…Как комиссар отряда знаю тов. Янкевича Ю.С. как дисциплинированного бойца, впоследствии ставшего одним из лучших разведчиков отряда и бригады. Участник многих боевых операций, проявил себя в боях стойким и храбрым бойцом. Во всех операциях был примером мужества и геройства для других партизан бригады…» Комиссар отряда Григорьев.

Это время навсегда ушло от нас. И навсегда останется с нами…

Судьба этого человека заставила меня задуматься о том, что такое патриотизм. И во время выполнения работы я понял, что патриот – это не тот человек, который кричит о своей любви к Родине, а тот, кто честно трудится на ее благо, а если нужно, без лишних слов встает на ее защиту.


[1] Масолов Н. Не сломленные бурей. М. 1975, с.187.

[2] Масолов Н. Не сломленные бурей. М. 1975, с. 189.

[3] Масолов Н. Не сломленные бурей. М. 1975, с. 189.

[4] Масолов Н. Не сломленные бурей. М. 1975. с.194.

[5] Масолов Н. Не сломленные бурей. М. 1975, с. 195.

[6] Новиков Н.С., Сергеев Е.А. Весенний день год кормит. Лениздат 1982.

Файлы: I межрегиональный литературно-краеведческий проект.pptx
Размер файла: 2401642 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология