Автор конспекта:
Автор(ы): — Мальсагова Ольга Аркадьевна

Место работы, должность: — школа №19 учитель музыки г. Армавир

Регион: — Краснодарский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Искусство

Цель урока: —

Цель: Познакомить учащихся с пьесой «Избушка на курьих ножках»

из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Используемое оборудование: —

Оборудование:

1. Фортепиано.

2. Музыкальный центр.

3. Мультимедийная установка.

4. Компьютер.

Краткое описание: — 1. Приветствие. 2. Знакомство с сюитой "Картинки с выставки", М.Мусоргский 3. Слушание "Избушка на курьих ножках". 4. Музыкальная викторина. Презентация. Рисунки. 5. "Сказки гуляют по свету" /просмотр клипа и разучивание/ 6. Итог урока. 7. Домашнее задание.

Задачи:

  • Обучающие:обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  • Развивающие:развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
  • 3. Воспитательные:воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

    Ход урока.

    1. Сегодня на уроке мы поговорим о сказочных героях, которых композиторы воплотили в музыку. Познакомимся с новым музыкальным сказочным образом русского композитора.

    /показ портрета М. П. Мусоргского/

    Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  • «Гном»;
  • «Старый замок»;
  • «Тюильрийский сад»;
  • «Быдло»;
  • «Балет невылупившихся птенцов»;
  • «Два еврея – богатый и бедный»;
  • «Лиможский рынок»;
  • «Катакомбы»;
  • «Избушка на курьих ножках»;
  • «Богатырские ворота».
  • Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

    Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки».

    Термин сюита вам уже знаком. Итак, что означает слово сюита?

    /Это самостоятельные произведения, объединённые общим замыслом./

    2. Послушаем произведение «Избушка на курьих ножках».

    / Показ слайдов./

    Проблемный вопрос: Как с помощью средств музыкальной выразительности Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу ягу»?

    Варианты решения:

    — тембр: звучит оркестр;

    — динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела;

    — регистр высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх;

    — темп быстрый — полёт бабы яги;

    — интонации злые, колючие, страшные.

    Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.

    3. А сейчас мы подведём итог о сказочных героях в музыке.

    Посмотрите на демонстрационную доску, это не только выставка ваших рисунков. Ваша задача заключается в следующем: я включаю вам фрагмент знакомого произведения, вы должны выбрать соответствующий рисунок и прикрепить его на доске.

    /Дети угадывают, находят рисунки, в это время, как подтверждение правильного ответа, учитель показывает слайды из презентации./

    Музыкальные произведения:

    1. «Полёт шмеля», балет «Сказка о царе Салтане», Н.А.Римский-Корсаков.

    2. . «Три чуда» из балета «Сказка о царе Салтане», Н.А.Римского-Корсакова.

    3. «В пещере горного короля» , сюита «Пер Гюнт», Э. Григ

    4. «Марш», балет «Щелкунчик», П.И. Чайковский.

    5. «Танец феи Драже», балет «Щелкунчик», П.И. Чайковский.

    6. «Танец маленьких лебедей», балет «Лебединое озеро», П.И.Чайковский.

    7. «Сцена» из балета «Лебединое озеро», П.И. Чайковский.

    8. «Вальс» из балета «Золушка», С. Прокофьев.

    9. «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко», Н.А.Римского-Корсакова.

    5. Давайте послушаем в исполнении В.Толкуновой и посмотрим видеоклип «Сказки гуляют по свету» на музыку Е.Птичкина, сл. М Пляцковского.

    Каких сказочных героев узнали вы в клипе?
    /ответы детей/

    Сейчас поговорим о характере этой песни.

    Ответы детей: музыка добрая, мелодичная, душевная.

    При разучивании песни уделить внимание детей на звуковедение, правильное дыхание, дикцию, пение в унисон.

    6.Итог урока.

    7. Домашнее задание.

    Файлы: урок золотая хохлома.doc
    Размер файла: 916992 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология