Автор конспекта:
Автор(ы): — Мозолева Л.В.

Место работы, должность: — МКОУ Серебрянская СОШ

Регион: — Новосибирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

  • Ввести в круг чтения учащихся стихи К.Д.Бальмонта
  • Учить различать стихи по темам, интонационному рисунку, знать понятие «рифма» , «строфа», «сравнение»,»эпитет», «олицетворение», «метафора».
  • Учить выразительному чтению
  • Воспитывать внимательного читателя.
  • Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Краткое описание: — Урок литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века»

    Ход урока:

    1. Эмоциональный настрой (Тренировочное чтение)

    — Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.
    — Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко (слайд 1)

    На коньках начнём кататься
    Мы на звонком льду. ///
    Будет смех наш раздаваться
    В парке на пруду. ///

    — Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка? (на слайде 2) рисунки лиц с разными

    эмоциями)
    Ответ:
    — Весёлую.
    — Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок?
    Ответ:
    — «К зиме».
    — Кто автор?
    — К.Д.Бальмонт
    — Какая модель обложки подходит к этому произведению? (слайд 3)
    Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.

    — Почему вы выбрали вторую модель?
    Ответ:
    -Жанр – стихотворение, тема – о детях.

    2) Проверка домашнего задания.

    -Что было задано на дом?
    Ответы детей:

    — По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»
    — Поработайте парами, послушайте друг друга, проверьте домашнее задание.
    -Скажите, кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?
    Ответ:
    — Мне понравилось, как рассказывал Паша, я хочу, чтобы все послушали его.
    — А мне понравилось, как рассказывала Ксения, я хочу, чтобы она рассказала всем у доски.
    (Дети предлагают несколько человек, учитель просит выразительно рассказать наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки)

    3. Новая тема

    — Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта .
    (Слайд 4): Константин Дмитриевич Бальмонт
    1867-1942)

    — Ребята, а что вы знаете об авторе?

    (отвечают дети, учитель добавляет ответы)

    ( Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в деревне. Отец поэта тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту родной природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки слова. В девять лет мальчик начал писать стихи.

    Долгие годы прожил Бальмонт за границей. но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. С некоторыми стихами мы уже знакомы. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе и красоте)

    Послушайте произведение и определите его жанр и тему.
    У доски рассказывает заранее подготовленный ребёнок.
    — Понравилось вам произведение?
    -Что понравилось?
    Ответы детей.
    — Определите жанр и тему этого произведения.
    Ответ:
    — Это стихотворение о природе.
    — Сделайте модель обложки.
    Дети самостоятельно выполняют модель обложки.
    — Почему вы выполнили такую модель?
    Ответ:
    — Жанр – стихотворение, тема о природе.
    Учитель открывает свою модель (слайде 5).

    — Прочитайте название произведения
    Ответ:
    — К.Д. Бальмонт «Снежинка».

    4) Работа над текстом. (Стр.47)

    - Прочитайте название произведения.(Произведение читается под музыку и слайды «У природы нет плохой погоды»
    -Прочитайте начало произведения

    -Какое настроение у вас возникло после прослушивания?( лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)

    -Какие картины представили? ( падающую снежинку)
    -Что сказано о снежинке?
    -Какая снежинка?
    -Прочитайте, куда летит снежинка
    -Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
    -Что покинула снежинка?
    Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
    — Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»?
    Учитель выслушивает предположения детей
    -Давайте прочитаем в словаре, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.
    Ребенок читает строку с этим словом.
    — Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
    Ответ:
    — Снежинка сравнивается со звездой.
    — Найдите: сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.
    Ответы. Дети находят в тексте и доказывают, что это, например: сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, проносится, как живой человек, эпитет свело-пушистая, белая ,чистая ,смелая.

    Пользуясь словарем , объясните значение слова проносится, покинула, дрожит? Подходит ли иллюстрация к этому произведению?

    Ответ: Двигается очень быстро-стремительно
    — Прочитайте на стр.47 внизу сноску о метафоре.

    -Что такое метафора?

    Ответ: скрытое сравнение.

    -Найдите и прочитайте в тексте метафоры.
    Учащиеся находят в тексте и доказывают свои ответы.(Звезда кристальная)
    — Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками?

    Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Рассуждения детей)

    -Кто из вас любовался снежинкой? Сколько лучей у снежинки? (Всегда 6) Ответы детей:
    – Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.

    5) — Поработаем над выразительным чтением.

    -Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
    — Что представляет из себя каждая строфа?
    Ответ:
    — Это четверостишие.
    — Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
    Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.
    — Какие это рифмы?
    Ответ:
    — Перекрёстные.

    6)Физкультминутка

    Релаксация под музыку.
    — Расслабьтесь, закройте глаза, посидите спокойно, представьте, как по небу, кружась, летят снежинки, откройте глаза, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, встаньте, руки вверх, потянитесьи т.д.)
    Тихо сядьте.

    7) Работа в тетради стр.21

    — Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.
    Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют работу у других учащихся.

    К. Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает предложение. Такой прием очень интересен. Постарайтесь передать это настроение при чтении.

    8) -Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу. (указать какое слово выделяется больше голосом)

    Кто готов попробовать прочитать выразительно?
    Проверка 1-2 человека, обсуждение.

    9) Физкультминутка

    На болоте две подружки,

    Две зеленые лягушки,

    Утром рано умывались,

    Полотенцем растирались,

    Ножками топали,

    Ручками хлопали.

    Вправо, влево наклонялись

    И обратно возвращались.

    Вот здоровья в чем секрет.

    Всем друзьям физкульт-привет!

    9) –Работа с произведением «Камыши», определите его жанр и тему.

    - После отдыха, я предлагаю вам побывать…Догадайтесь где?

    Все обходят это место.

    Здесь земля, как будто тесто.

    Здесь осока, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги. (Болото)

    -Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит?

    Читает учитель стихотворение «Камыши»
    — Понравилось вам произведение? Что понравилось?

    -Какие чувства вы испытывали, услышав это произведение?

    Определите его жанр и тему.
    Ответ:
    — Жанр – стихотворение, тема о природе.
    — Сделайте модель обложки.(у доски)
    Почему вы сделали именно такую модель. Отвечают ученики:
    — Жанр – стихотворение, тема о природе.

    (слайд 7).

    — Как называется произведение?
    Ответ детей:
    — Константин Дмитриевич Бальмонт «Камыши».

    10) Работа над произведением стр.48

    — Прочитайте начало стихотворения.
    Что делают камыши? Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь?
    Дети читают ответы из текста стихотворения.
    Вопросы учителя:
    — А полночь когда наступает?
    Ответ:
    — В двенадцать часов ночи.
    Учитель продолжает работу над текстом произведения:
    — Чей лик – лицо в болоте?

    Чем пахнет в болоте?
    Что говорят камыши?
    Как шуршат камыши?
    Почему им тоскливо?

    Все свои ответы дети подкрепляют строками из произведения.
    — Какие слова с шипящим звуком помогают услышать шорох? .
    Ответ:
    — В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.
    Все ответы дети читают из текста)
    — На стр.48 внизу прочитайте вопрос: Что же такое олицетворение?
    Найдите эпитеты, сравнения и олицетворения в тексте».
    Дети доказывают свои ответы

    11) — Поработаем над структурой стихотворения

    -Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу.
    -Как написано стихотворение?
    Ответ:
    — Это двустишие.
    — Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?
    — Парные рифмы
    — Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать нам это чувство?

    Ответ :Олицетворение- камыши шепчут, говорят, месяц поник, сырость ползёт, трясина заманит, засосет. Эпитеты- месяц багряный, погибшая душа.

    — Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание.
    Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя. После подготовки проверка выразительного чтения, 1-2 человека читают выразительно.

    12) — Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению?

    Ответы детей: Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.

    13) Сравнение произведений. Учитель задает вопросы:

    — С какими двумя произведениями мы познакомились?
    -Что в них общего? ( Автор, они о природе)
    -В чём различия? (Дети находят сходства и различия)

    14) Работа в группах. Учитель говорит:

    — Ветер подул, и перепутал строчки из стихотворений, расставьте их в нужном порядке.
    Класс делится на четыре группы, каждой группе раздаются слова, напечатанные на карточках из стихотворений, дети выбирают лидера группы, и он на доске прикрепляет нужные строчки, в две колонки, соответствующие стихотворению.

    Полночной порою в болотной глуши,
    светло-пушистая,
    Чуть слышно,
    Бесшумно шуршат камыши,
    какая чистая,
    О чём они шепчут?
    Легко проносится,
    О чём говорят?
    на землю просится,
    И снова забрезжил блуждающий свет.
    Дрожит, взметается,
    Полночной порой камыши шелестят.
    Светло-качается,
    то месяц багряный печально поник,
    Она утешена,
    Трясина заманит, сожмёт, засосёт,
    Кружится бешено,
    Кого? Для чего? – камыши говорят,
    лазурь чудесную,
    Но месяц печальный безмолвно поник,
    она покинула,
    Себя в безвестную,
    И, вздох повторяя погибшей души,
    Страну низринула,
    Скользит, умелая,
    Сохранно-белая,
    Земли касается,
    Звезда кристальная,
    Снежинка смелая, какая белая.

    В результате этой работы на доске появляется схема.

    Таким образом, (слайд 8) появляется запись опорных слов из стихотворений, расставленная в том порядке, в каком они находятся в произведении.
    Учитель говорит:
    — Молодцы ребята, кто хочет попробовать рассказать стихотворение наизусть, с опорой на эти слова?
    Несколько детей хотят рассказать стихотворение наизусть, учитель вызывает по одному ученику к доске, ученик показывает указкой на слова и рассказывает стихотворение.
    — А кто, ребята, не запомнил стихотворения наизусть, выучите дома по выбору то, которое вам понравилось больше.

    15) Итог урока.

    Учитель:
    Понравился ли вам урок? С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор этих произведений? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
    Ответ детей:
    — Жанр – стихотворения. Тема о природе, о родине, о детях.
    — Какое произведение вам понравилось больше? Почему? Дома выучите по выбору одно из произведений
    Учитель комментирует оценки.
    — А я хочу вам сказать большое спасибо за работу на уроке.

    Файлы: Презентация.ppt
    Размер файла: 490496 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология