Автор конспекта:
Автор(ы): — Мозолева Л.В.
Место работы, должность: — МКОУ Серебрянская СОШ
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 3 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Краткое описание: — Урок литературного чтения по программе « Начальная школа 21 века»
Ход урока:
1. Эмоциональный настрой (Тренировочное чтение)
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.
— Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко (слайд 1)
На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду. ///
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду. ///
— Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка? (на слайде 2) рисунки лиц с разными
эмоциями)
Ответ:
— Весёлую.
— Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок?
Ответ:
— «К зиме».
— Кто автор?
— К.Д.Бальмонт
— Какая модель обложки подходит к этому произведению? (слайд 3)
Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.
— Почему вы выбрали вторую модель?
Ответ:
-Жанр – стихотворение, тема – о детях.
2) Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом?
Ответы детей:
— По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»
— Поработайте парами, послушайте друг друга, проверьте домашнее задание.
-Скажите, кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?
Ответ:
— Мне понравилось, как рассказывал Паша, я хочу, чтобы все послушали его.
— А мне понравилось, как рассказывала Ксения, я хочу, чтобы она рассказала всем у доски.
(Дети предлагают несколько человек, учитель просит выразительно рассказать наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки)
3. Новая тема
— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта .
(Слайд 4): Константин Дмитриевич Бальмонт
1867-1942)
— Ребята, а что вы знаете об авторе?
(отвечают дети, учитель добавляет ответы)
( Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провёл в деревне. Отец поэта тихий, добрый человек, научил сына видеть красоту родной природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки слова. В девять лет мальчик начал писать стихи.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей. но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. С некоторыми стихами мы уже знакомы. Во всех стихах поэта чувствуется искренность, светлый тон, любовь к природе и красоте)
— Послушайте произведение и определите его жанр и тему.
У доски рассказывает заранее подготовленный ребёнок.
— Понравилось вам произведение?
-Что понравилось?
Ответы детей.
— Определите жанр и тему этого произведения.
Ответ:
— Это стихотворение о природе.
— Сделайте модель обложки.
Дети самостоятельно выполняют модель обложки.
— Почему вы выполнили такую модель?
Ответ:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает свою модель (слайде 5).
— Прочитайте название произведения
Ответ:
— К.Д. Бальмонт «Снежинка».
4) Работа над текстом. (Стр.47)
- Прочитайте название произведения.(Произведение читается под музыку и слайды «У природы нет плохой погоды»
-Прочитайте начало произведения
-Какое настроение у вас возникло после прослушивания?( лирическое, мечтательное, приподнятое, радостное, романтическое)
-Какие картины представили? ( падающую снежинку)
-Что сказано о снежинке?
-Какая снежинка?
-Прочитайте, куда летит снежинка
-Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
-Что покинула снежинка?
Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
— Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»?
Учитель выслушивает предположения детей
-Давайте прочитаем в словаре, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.
Ребенок читает строку с этим словом.
— Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
Ответ:
— Снежинка сравнивается со звездой.
— Найдите: сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.
Ответы. Дети находят в тексте и доказывают, что это, например: сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, проносится, как живой человек, эпитет свело-пушистая, белая ,чистая ,смелая.
Пользуясь словарем , объясните значение слова проносится, покинула, дрожит? Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
Ответ: Двигается очень быстро-стремительно
— Прочитайте на стр.47 внизу сноску о метафоре.
-Что такое метафора?
Ответ: скрытое сравнение.
-Найдите и прочитайте в тексте метафоры.
Учащиеся находят в тексте и доказывают свои ответы.(Звезда кристальная)
— Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками?
Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Рассуждения детей)
-Кто из вас любовался снежинкой? Сколько лучей у снежинки? (Всегда 6) Ответы детей:
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.
5) — Поработаем над выразительным чтением.
-Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
— Что представляет из себя каждая строфа?
Ответ:
— Это четверостишие.
— Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.
— Какие это рифмы?
Ответ:
— Перекрёстные.
6)Физкультминутка
Релаксация под музыку.
— Расслабьтесь, закройте глаза, посидите спокойно, представьте, как по небу, кружась, летят снежинки, откройте глаза, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, встаньте, руки вверх, потянитесьи т.д.)
Тихо сядьте.
7) Работа в тетради стр.21
— Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.
Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют работу у других учащихся.
К. Бальмонт создал образ снежинки. Он восхищается, любуется ею. Восклицательное предложение начинает и заканчивает предложение. Такой прием очень интересен. Постарайтесь передать это настроение при чтении.
8) -Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу. (указать какое слово выделяется больше голосом)
Кто готов попробовать прочитать выразительно?
Проверка 1-2 человека, обсуждение.
9) Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
9) –Работа с произведением «Камыши», определите его жанр и тему.
- После отдыха, я предлагаю вам побывать…Догадайтесь где?
Все обходят это место.
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото)
-Все представляют себе, что такое болото, как оно выглядит?
Читает учитель стихотворение «Камыши»
— Понравилось вам произведение? Что понравилось?
-Какие чувства вы испытывали, услышав это произведение?
Определите его жанр и тему.
Ответ:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
— Сделайте модель обложки.(у доски)
Почему вы сделали именно такую модель. Отвечают ученики:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
(слайд 7).
— Как называется произведение?
Ответ детей:
— Константин Дмитриевич Бальмонт «Камыши».
10) Работа над произведением стр.48
— Прочитайте начало стихотворения.
Что делают камыши? Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь?
Дети читают ответы из текста стихотворения.
Вопросы учителя:
— А полночь когда наступает?
Ответ:
— В двенадцать часов ночи.
Учитель продолжает работу над текстом произведения:
— Чей лик – лицо в болоте?
Чем пахнет в болоте?
Что говорят камыши?
Как шуршат камыши?
Почему им тоскливо?
Все свои ответы дети подкрепляют строками из произведения.
— Какие слова с шипящим звуком помогают услышать шорох? .
Ответ:
— В глуши, слышно, бесшумно, шуршат, и т.д.
Все ответы дети читают из текста)
— На стр.48 внизу прочитайте вопрос: Что же такое олицетворение?
Найдите эпитеты, сравнения и олицетворения в тексте».
Дети доказывают свои ответы
11) — Поработаем над структурой стихотворения
-Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу.
-Как написано стихотворение?
Ответ:
— Это двустишие.
— Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?
— Парные рифмы
— Какие художественные средства использовал автор, чтобы передать нам это чувство?
Ответ :Олицетворение- камыши шепчут, говорят, месяц поник, сырость ползёт, трясина заманит, засосет. Эпитеты- месяц багряный, погибшая душа.
— Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание.
Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя. После подготовки проверка выразительного чтения, 1-2 человека читают выразительно.
12) — Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению?
Ответы детей: Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.
13) Сравнение произведений. Учитель задает вопросы:
— С какими двумя произведениями мы познакомились?
-Что в них общего? ( Автор, они о природе)
-В чём различия? (Дети находят сходства и различия)
14) Работа в группах. Учитель говорит:
— Ветер подул, и перепутал строчки из стихотворений, расставьте их в нужном порядке.
Класс делится на четыре группы, каждой группе раздаются слова, напечатанные на карточках из стихотворений, дети выбирают лидера группы, и он на доске прикрепляет нужные строчки, в две колонки, соответствующие стихотворению.
Полночной порою в болотной глуши,
светло-пушистая,
Чуть слышно,
Бесшумно шуршат камыши,
какая чистая,
О чём они шепчут?
Легко проносится,
О чём говорят?
на землю просится,
И снова забрезжил блуждающий свет.
Дрожит, взметается,
Полночной порой камыши шелестят.
Светло-качается,
то месяц багряный печально поник,
Она утешена,
Трясина заманит, сожмёт, засосёт,
Кружится бешено,
Кого? Для чего? – камыши говорят,
лазурь чудесную,
Но месяц печальный безмолвно поник,
она покинула,
Себя в безвестную,
И, вздох повторяя погибшей души,
Страну низринула,
Скользит, умелая,
Сохранно-белая,
Земли касается,
Звезда кристальная,
Снежинка смелая, какая белая.
В результате этой работы на доске появляется схема.
Таким образом, (слайд 8) появляется запись опорных слов из стихотворений, расставленная в том порядке, в каком они находятся в произведении.
Учитель говорит:
— Молодцы ребята, кто хочет попробовать рассказать стихотворение наизусть, с опорой на эти слова?
Несколько детей хотят рассказать стихотворение наизусть, учитель вызывает по одному ученику к доске, ученик показывает указкой на слова и рассказывает стихотворение.
— А кто, ребята, не запомнил стихотворения наизусть, выучите дома по выбору то, которое вам понравилось больше.
15) Итог урока.
Учитель:
Понравился ли вам урок? С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор этих произведений? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
Ответ детей:
— Жанр – стихотворения. Тема о природе, о родине, о детях.
— Какое произведение вам понравилось больше? Почему? Дома выучите по выбору одно из произведений
Учитель комментирует оценки.
— А я хочу вам сказать большое спасибо за работу на уроке.
Файлы: Презентация.ppt
Размер файла: 490496 байт.