Автор конспекта:
Автор(ы): — Енькова Н.В.

Место работы, должность: — МОУ Круглинская СОШ имени Героя Советского Союза И.А. Хромова Мичуринского р-на Тамбовской области; учитель начальных классов

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 14

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

4 класс. Ч.1,2. М.: Просвещение, 2007г.


Используемые ЦОР: —

1. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

2. Пьеса «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (из личного архива)

Краткое описание: — Урок литературного чтения включает в себя творческую работу учащихся, прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года», работу по картине И.И. Левитана «Золотая осень»




Урок литературного чтения в 4-м классе по теме:

Стихотворение И.А. Бунина "Листопад"

Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: портрет писателя, книги И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги, картина И.И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей с осенним пейзажем, мультимедиапроектор.

google_protectAndRun(«render_ads.js::google_render_ad», google_handleError, google_render_ad); Ход урока

I. Организационный момент.

1) Введение в тему.

Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

II. Проверка домашнего задания.

- Чтение стихов об осени

2) Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

- Как образовалось слово “листопад”?

-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
— Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
— Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные

III. Сообщение темы и целей урока урока.

3) Слово учителя об И.А.Бунине.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А. Бунина и его замечательным стихотворением «Листопад».

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

4). Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.

5). Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

6). Работа над стихотворением “Листопад”.

а). Выразительное чтение стихотворения учителем. Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

Вопрос перед чтением:
— Какие картины природы предстали перед вами?

б) Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором?

- Чем восхищается автор?

в) Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.
— Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый;
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой”.
— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? Чего он достигает необычным изображением осени?

г) Работа над содержанием стихотворения.

д) Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

е) Хоровое чтение по частям с анализом

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом) Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем? Кто жил раньше в теремах? Чем терем отличается от простой избы?

(Показ слайдов)

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста

— Кто такая вдова? Почему говорится «тихой вдовой»? (Осень наступает постепенно)

II часть

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

Учащиеся

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
"Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, — уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
"И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:
"Сегодня так тепло кругом"…

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она — "мертвая"?

Учащиеся — Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
"Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье".

Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
"молчанье" — ч ;
"вышине" — ш ;
"можно" — ж ;
"тишине" — ш ;
"расслышать" — ш ;
"шуршанье" — ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель Этот приём называется звукопись. Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
— Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

7. Прослушивание пьесы «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

Учитель Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это делает П.И. Чайковский.

(Прослушивание и отдых учащихся под музыку П.И. Чайковского)

Комментирование учителя. В пьесе «Осенняя песня» («Октябрь») П.И.Чайковского слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал П.И. Чайковский в своей «Осенней песне».

8. Беседа по картине И.И. Левитана «Золотая осень»

Перед вами картина известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая называется "Золотая осень". Рассмотрите внимательно картину и ответьте на вопросы:
1. Почему картина так называются?
2. Что изображено на переднем плане картины? На дальнем? (изображение леса, который стоит стеной, сквозь золотую листву клёнов видны голубые просветы и т.д.)
3. С какими чувствами художник писал эту картину?

4. Сумел ли художник передать свое настроение вам?

ж) Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа в стихотворении и на картине.

- Посмотрите на картину, какие цвета использовал в ней художник? Какие цвета преобладающие? (Ребята описывают картину)

- Давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.

(Ребята вычитывают:
"лиловый";
"золотой;
"багряный";
желтый — "желтою резьбой";
голубой — "в лазури голубой";
синий — "в синей вышине";
серебристый — "как есть из серебра";
белый — "белый лепесток".)

Учитель. Очень интересно: художник и поэт изобразили похожие картины осени, словно договорились. Но, конечно же, никто ни с кем не договаривался, — просто красивое в природе привлекает любого человека, — мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.


9. Работа в парах

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

I ряд — находит и подчёркивает сравнения

II ряд – эпитеты

Проверка

з) Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.

— Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Какие строки повторяются? (Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

10. Итог урока.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

11. Домашнее задание: подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения.


Литература:

1. Учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.

4 класс. Ч.1,2. М.: Просвещение, 2007г.

2. Репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»

3. Пьеса «Осенняя песня» П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (из личного архива)



google_protectAndRun(«render_ads.js::google_render_ad», google_handleError, google_render_ad);













google_protectAndRun(«render_ads.js::google_render_ad», google_handleError, google_render_ad);








I







Файлы: Урок чтения (Сказочные человечки).doc
Размер файла: 47616 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология