Автор конспекта:
Автор(ы): — Бабайцева Наталья Львовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №15 города Мичуринска, заместитель директора по УВР, учитель биологии
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений, познакомить обучающихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать понятие о них.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 26
Используемые учебники и учебные пособия: —
1.Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. — М.: Издательский дом "Дрофа", 2005 год
2. Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. — М.: Дрофа, 2008 год
3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас (определитель): дикорастущие растения. — М. Дрофа — 2008 год
4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2008 год
Используемая методическая литература: —
1. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы.- Волгоград. 2002 год
2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. — М.: "ВАКО", 2005 год
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, экран, модели цветков семейства Крестоцветные и Паслёновые, натуральные плоды: болгарского перца, томатов, картофеля. Видоизменённые побеги — клубни картофеля.
Используемые ЦОР: —
Слайдовая презентация
Краткое описание: — Слайдовая презентация используется для сопровождения всего урока. При проверке теста, выставление оценок. Демонстрация цветков, плодов растений семейства Паслёновые. В презентацию включены презентации, сделанные обучающимися.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ
Тема: «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые. Общие признаки и многообразие растений
семейства Паслёновые»
— Формаурока:комбинированный урок с использованием ИК технологии.
— Цели урока:
- продолжить формирование представления омногообразии цветковых растений
- познакомить обучающихся сотличительными признаками растений семейства Паслёновые, сформировать общее понятие о них;
- воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
- развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
— Оборудование:
компьютер, проектор, экран, модели цветков, модели плодов и натуральные плоды (картофель, томаты, баклажаны, болгарский перец).
— Ключевые слова и понятия:отдел покрытосеменные, класс двудольные, семейство Паслёновые; правильный цветок, формула цветка, способы опыления и способы распространения семян.
— Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Восстановление опорных знаний. Проводится тестированиепо теме «Семейство Крестоцветные». Вместе с учителем проверяется работа.
— III. Изучение нового материала «Класс Двудольные. Семейство Паслёновые».
— Учитель: сегодня на уроке мы с вамипродолжим знакомиться с растениямикласса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.
Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)
Учитель: совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.
— — — — Изучение нового материала (изучается по памятке «Схема описания семейства»)
1. Название семейства.
2. Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.
3. Распространение (ареалы обитания).
4. Жизненные формырастений данного семейства.
5. Особенности строения цветка и соцветия.
6. Типы плодов и семян, способы распространения.
7. Особенности строения вегетативных органов.
8. Примеры растений.
9. Значение в природе и хозяйственное значение.
— Общая характеристика растений семейства Паслёновые.
— Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.
Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённыеиз дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.
В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.
— Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.
Строение цветка.
Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.
Давайте рассмотриммодель цветка картофеля (к доске вызывается ученик, который рассказывает о строении цветка картофеля и записывает формулу цветка)
Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –
правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.
Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.
— Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служитьподобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)
Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику являетсяприспособлением ксамоопылению. У картофеляцветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведенииновых сортов картофеля вынуждены удалятьтычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегосявенчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственносамоопыление произойти немогло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего жетогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываютсяв надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.
— Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но такжечасто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее частовстречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.
Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)
Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растенийсемейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.
Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек?(отвечают ученики)
Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветкиимеют белую окраску, хорошо различимуюименно в темноте и сумерках.
— Строение плода.
Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:
Что вы можете сказать о плодах?
Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.
Особенности строения вегетативных органов.
Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще.Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты).
Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?
(Стержневая)
Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?
Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).
Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .
Ответ: на клубнях картофелянаходятся почки, которые образуются только напобегах и не могут образовыватьсяна корнях растений. Рядом с почкамиможно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовыватьсяна стебле и не могут на корне.
Учитель: давайте вместе с вами дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)
Систематическое положение
отдельных представителейсемейства Паслёновые
Царство Растения
Отдел Цветковые, или покрытосеменные
Класс Двудольные
Семейство Паслёновые
Род Петуния
Вид Петуния гибридная
—
Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.
Заслушиваются сообщения учащихся:
- Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.
- Картофель – пищевая культура.
- Табак.
- Красавка, или белладонна – лекарственное растение.
- Белена обыкновенная.
— IV. Закрепление (самостоятельно обучающимися заполняется таблица).
— V. Комментированное выставление оценок.
VI. Рефлексия:
- О чём вы сегодня узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
- Где вы их можете использовать?
- Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?
VII. Домашнее задание: §49, составить кроссворд по семействам «Крестоцветные. Паслёновые»
—
Файлы: IMG_0271.JPG
Размер файла: 48255 байт.