Автор конспекта:
Автор(ы): — Ядренцева Ирина Васильевна

Место работы, должность: — учитель музыки, с.Покровская Арчада, Каменск.район

Регион: — Пензенская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев.

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Открытый урок по музыке в 5-м классе на тему: « Волшебной музыки движенье» представлен в рамках темы: «Музыка передает движение». Урок направлен на формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев. Материал будет полезен начинающим учителям.

Урок музыки в 5 классе.

Тема: «Волшебной музыки движенье».

Цель урока:формирование музыкальной культуры учащихся через вовлечение в разнообразные виды деятельности: слушание музыки, анализ музыкальных произведений, исполнение танцев.

Задачи урока музыки:

1.Образовательные:показать, как музыка передает движение, выражаемое внешне в танце; познакомить с историей балов и некоторых бальных танцев; вовлечь детей в практическую деятельность;

2.Развивающие:развивать умение анализировать инструментальные произведения композиторов прошлого и современности, формировать осознанное отношение к музыке;

3.Воспитательные: вызвать эмоциональное отношение к танцевальной музыке; воспитывать интерес к культурному наследию народов России и Европы.

Ход урока.

1. Орг. момент. Слайд 1-2 (с анимацией). ( На фоне меняющегося по цвету, переливающегося разными цветами экрана и музыки Шопена «Весенний вальс» идут строчки стихотворения, учитель читает их под музыку).

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,

То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто — голубая.

Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

Мне снилась музыка…

(Выделенные 4 строчки задерживаются на экране)
Слайд 3.

— Ребята! О чем написал в своем прекрасном стихотворении поэт Владимир Лазарев?

(Об удивительной силе музыки и ее необыкновенном разнообразии и красоте, о важности музыки для людей)

Слайд4

— Правильно! На уроках музыки в этой четверти вы пробовали ответить на вопрос: можно ли увидеть музыку? Я сегодня хотела бы услышать ваш ответ на этот вопрос.

(Да, музыку можно увидеть).

-А что может изобразить музыка?

(картины природы, картины боя, чувства и настроение, переживания человека, жизненные истории и др.)

-Верно. Но только музыка, а также и другие виды искусства: литература, живопись, скульптура, хореография — все они по-своему могут выразить одинаковое содержание.

— Сегодня мы продолжим разговор об изобразительности музыки. Разрешите объявить тему нашего урока: Слайд 5 « Волшебной музыки движенье»–название темы «Волшебной музыки движенье» на фоне картинки см. к 2 слайду).

-Как вы считаете, о какой музыке пойдет сегодня речь?

(о волшебной, удивительной, красивой музыке, передающей движение).

— Ребята, а какие движения совершают в жизни люди? Как мы с вами двигаемся?

( ходим, бегаем, катаемся на велосипеде, на качелях, на коньках, на лыжах, летаем на самолете, плаваем и т.д. )

-А еще …, еще мы танцуем. Это музыка зовет нас красиво двигаться, волшебная музыка движения. Давайте же отправимся туда, где много такой музыки, а именно, в Тарханы.

(Слайд 6 - С анимацией. Тарханы ).

-Знаете ли вы это место? Чем оно знаменито?

( Это усадьба, где жил наш земляк, великий русский поэт М. Ю. Лермонтов)

Щелчок-анимация (Тарханы удаляются, приближается портрет Лермонтова см. к слайду 3 для анимации)

-Правильно. А кто из вас там уже побывал, поднимите руки? Это замечательно! Мне тоже несколько раз посчастливилось быть в Тарханах. И каждый раз я испытывала особый трепет и волнение! (Слайд 7– последовательно5объектов усадьбы с анимацией) Вот барский дом, церковь, людская изба, мельница, заповедный парк с прудами… И, наконец, последняя встреча – бал! Да, да! Не удивляйтесь! Самый настоящий бал с музыкой, танцами, красивыми дамами в пышных платьях и галантными кавалерами во фраках. Лермонтов ведь тоже, будучи студентом, посещал такие балы в Москве…

(Слайд 8 – бал видео)

(Слайд 9– картинка бала)

— Ребята, а вы знаете, что слово «бал» произошлоот фран. balили нем. Ballи обозначает встречу множества пар для танцев.

-Скажите, а чем на ваш взгляд, балы отличаются от обычных танцев или дискотеки?

(Повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке).

-А кто из вас знает, когда и где возникли первые балы? Я вам помогу. Первые балы прошли во Франции еще в конце 14 века. А в России они появились позже в начале 18 в. Тогда русский царь Петр 1 заимствовал в Европе ассамблеи. Так назвались празднования, которые проводились круглый год. В их программу входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу царя, посещение этих празднований было обязательно для дворян и их семей. После Петра балы были в большом ходу, а особым блеском и пышностью они славились при императрице Екатерине II. Та любила приговаривать: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». С тех пор балы вошли в жизнь, как обычное увеселение.

Итак, вы не забыли, нам с вами пора на бал… Распорядок бала был постоянным. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, их встречал хозяин, и бал открывался торжественным полонезом. В нем должны были принять участие все приглашенные. Полоне́з(Слайд 10- определение полонеза с картинкой) — это торжественный танец-шествие, имеющий польское происхождение, исполняемый в умеренном темпе, Сначала (в 15 в.) он был исключительно свадебным танцем, а потом стал атрибутом любых торжеств. Музыкальная форма полонеза получила широкое распространение в творчестве известных вам композиторов И.С. Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, М.И. Глинки, П.И.Чайковского и др. Особенное развитие этот музыкальный жанр получил в творчестве польского композитора Фредерика Шопена.

Один из его полонезов мы сейчас с вами услышим. Это полонез ля мажор. Постарайтесь после прослушивания найти верные слова для характеристики этого танца. Слайд 11 ( полонез ля мажор Фредерика Шопена, слайд с наложенной на него музыкой см. муз. слайд к файлу 8).

(слушание музыки) Щелчок.

-Итак, ребята, как звучит, на ваш взгляд, музыка полонеза Шопена? Вы можете воспользоваться словарем музыкальных терминов, который вы видите на экране.

Слайд 12 (словарь музыкальных терминов с анимацией)

(Неторопливая, величественная, возвышенная, праздничная, торжественная)

Давайте проверим себя!

(анимация, неправильные ответы исчезают, остаются: неторопливо, величествено, возвышенно, празднично, торжественно)

-Вы правы! А как вы считаете, почему именно полонез открывает балы?

(Полонез подчёркивает торжественный, возвышенный характер праздника).

-Вы знаете, одним из красивейших танцев бала был и остается вальс. А что вы знаете о вальсе?

(Красивый, легкий танец в парах, пары кружатся на раз-два-три)

-Верно. ВальсСлайд 13( с анимацией) ( от фр.valse)—- это парный танец, основанный на плавном кружении с поступательным движением. Кстати, своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в чешском танце (анимация по щелчку) «фуриантэ», во французском танце (анимация по щелчку) «вольт» и, наконец, в австрийском (анимация по щелчку) «лендлере». Впервые вальс стал популярен в 18 веке в Вене, а потом распространился и в других странах.

-Давайте послушаем вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" русского композитора Георгия Свиридова. Определите, пожалуйста, сколько частей в вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?

Слайд 14 (вальс из цикла музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Георгий Свиридов. (слайд с наложенной на него музыкой см. муз. к слайду 11)

(слушание) Щелчок.

— Вы не забыли мой вопрос? Так сколько частей в этом вальсе? Чем они отличаются друг от друга по характеру?

( 3 части: 1-я и 3-я одинаковые более подвижные по темпу, 2-я часть – медленная)

-Какова мелодия вальса?

(подвижная, нежная, легкая, красивая)

-Молодцы! Итак, бал продолжался, а за ним шли другие танцы. Без устали танцевалиСлайд 15 венгерку и краковяк, мазурку, польку и кадриль, падегрс и менуэт…

-Кстати, падегра́с Слайд 16 (с анимацией)- парный бальный танец со спокойными изящными движениями, созданный в России в конце 19 в. на музыкальной основе изящного французского танца гавота. Для падеграса характерно чередование мягких шагов с приседаниями и специальных поз.

— А менуэт (анимация) – старинный народный французский танец с галантными поклонами и реверансами.

-Начало каждого танца объявлял смотритель бала. Давайте выберем своего смотрителя. Кто попробует объявить торжественно и важно: «Падеграс, господа!»Слайд 17 (ребенок объявляет, для поддержки учитель дает ученику табличку с надписью танца).

-Слайд 18 ( с музыкой) Щелчок.

(Две пары учеников 10 класса танцуют падеграс (фрагмент – 2 мин.))

-А теперь мы приглашаем вас на падеграс. Смелее дамы и господа!Слайд 19

-Смотритель бала, объявляйте менуэт!Слайд 20

«Менуэт, господа» (объявляет ребенок).

Слайд 21 ( с музыкой –см муз к 15 слайду).Пары танцуют фрагмент менуэта, Щелчок.

— Приглашаем на менуэт ребят. Смотритель, еще раз менуэт!Слайд 22 Щелчок

-Спасибо, господа! Вы были просто неотразимы!

— Наш бал подходит к концу. Пора подвести итог.Слайд 23

— Итак, ребята! С какой музыкой мы сегодня встретились на уроке?

( с музыкой движения, с танцевальной музыкой)

А какие бальные танцы вы запомнили?.

Что за танец полонез?

(польский танец-шествие)

Полонез какого композитора звучал на уроке?

( Фредерика Шопена)

Еще о каком танце шла речь на нашем уроке?

(О вальсе.)

Чем запомнился вам этот танец?

(он легкий, красивый, подвижный)

А какой вальс звучал сегодня для вас?

(Вальс Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель»)

Какие танцы вы сегодня танцевали?

(падеграс и менуэт)

Слайд 23

Какие танцы еще танцевали на балах? Запомнили ли вы их?

(полонез, вальс, падеграс, менуэт, мазурка, кадриль, полька, краковяк)Щелчок.

-Молодцы! Скажите, а с помощью чего было предано движение на нашем уроке?Слайд24

(С помощью музыки и танцев )

(ассоцирграмма –от движения две стрелки: музыка и танец)

— Так значит, мы убедились, что музыка способна передавать движение? И сегодня нам это доказала волшебная музыка танца.

-Скажите, а какая музыка нашего урока больше всего затронула ваше сердце?

Я рада, что прекрасный мир музыки бального танца приоткрыл для вас свою дверцу. Благодарю всех за теплое общение! Рада была познакомиться с вашим дружным классом! Наш маленький бал – это только начало вашей большой жизни. Будет у вас и выпускной бал, и много других важных приемов и торжественных праздников. Так разрешите на память о нашей встрече подарить вам памятки о поведении дам и кавалеров на балу.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология