Автор конспекта:
Автор(ы): — Юдичев Михаил Викторович
Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МОУ Новосёловской СОШ № 5
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Научить из спектра социальных проблем выбирать наиболее актуальную, проводить социокультурный анализ на материале русской литературы 19-20 века, намечать пути решения.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 20
Используемые учебники и учебные пособия: —
Список текстов художественной и научной литературы, публицистики, составленный участниками тематических секций на основе мониторинга материалов глобальной Сети.
Используемое оборудование: —
Компьютерный класс, подключённый к ресурсам глобальной Сети.
Используемые ЦОР: —
В привычном понимании — не используются. Лишь в форме онлайн-ресурсов.
Краткое описание: — Есть высказывание Эрнеста Хемингуэя, которое наглядно демонстрирует проблему: "Пьяница — это гаже всего. Вор, когда он не ворует, — человек как человек. Мошенник не станет обманывать своих. Убийца придёт домой и вымоет руки. Но пьяница смердит и блюёт в собственной постели, и сжигает себе всё нутро спиртом". Алкоголизм-серьёзная социальная проблема, разрушающая семьи, приводящая к преступлениям.
Продолжительность: два урока.
Разновидность: социальный урок(направлен на локализацию социальной проблемы, поиск путей её решения).
Возможность интеграции: биология(влияние на организм, гигиена), ОБЖ(сохранение жизни и здоровья), граждановедение(социальные проблемы, оптимальные пути развития общества).
Используемые технологии:
- информационно-коммуникативные (работа с ресурсами глобальной Сети; принципы организации занятия);
- проблемное обучение (постановка и пути решения учебной проблемы, рефлексия);
- методика развития критического мышления (принципы и приёмы организации занятия, синквейн);
- активные формы преподавания (семинар).
Используемые методы (с учётом классификации Ю.К.Бабанского):
1.методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя).
2. методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении — разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований).
3. методы контроля и самоконтроля (взаимопроверка, представление и защита своей позиции на общедоступных ресурсах глобальной Сети).
Приёмы обучения (на основании классификации К.Роджерса):
- Предоставление школьникам выбора учебной деятельности в условиях свободной и открытой организации обучения или в более традиционных его формах (управление этапами урока через организацию нужных "мотивационных мостиков"; реальный выбор направления развития сценария урока; вариативность и творчество в домашнем задании).
- Совместное принятие учителем и учеником решений, связанных с определением объема и содержания учебной работы, с выделением конкретной учебной задачи, а в каких-то случаях- с оценкой работы, проделанной ребенком на каком-либо отрезке учения.
- Обучение путем открытий, целью которого является углубление понимания материала и развитие самой способности к учению.
- Имитация на уроке реальных жизненных ситуаций.
- Обучение через организацию специальных тематических секций, групп.
Формы работы: фронтальная, работа в парах и группах, индивидуальная. Выбор формы зависит от этапа, целей и задач урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проморефлексия (удовлетворённость жизнью, степень насыщенности благами). Учащимся предлагается короткий психологический тест социальной тематики. Как правило, количество личностей, негативно относящихся к действительности — абсолютное большинство. Обсуждение результатов тестирования.
2. Первичный социальный срез: какие проблемы мешают оптимальному развитию общества? Выявленные проблемы фиксируются. Задача учителя — провести обсуждение каждой заявленной проблемы в течение ближайших уроков (потому что эта тематика актуальна для учеников).
3. Локализация проблемы (алкоголизм — страшная болезнь общества). Работа с эпиграфом (слова Э.Хемингуэя). Эта социальная проблема самая опасная, потому что в любой момент может проникнуть в каждую семью, в каждую душу.
4. Деятельность тематических секций. Общая тема: "Последствия употребления алкоголя". Насколько велик масштаб проблемы?
Поиск информации о различных негативных проявлениях алкоголизма с помощью ресурсов глобальной Сети. Варианты изучения: 1. учащиеся выбирают тему, ищут материал, потом в макрогруппе состоится итоговое обсуждение найденного по секции. 2. школьники делятся на микрогруппы (пара+пара за соседними компьютерами), итоговое обсуждение в макрогруппе. 3. работа пар и групп сменного состава.
В макрогруппах предполагается работа модераторов.
Варианты: 1."Медицинская" (влияние на организм человека). 2. "Нравственно-бытовая" (разрушение семьи). 3. "Социальная" (человек и общество). Возможен другой набор секций.
Как найти информацию? Важно правильно задать поисковый запрос; нужны реальные факты, свидетельствующие о вреде алкоголя (он разрушает организм, семью, общество). Попробуйте задать эти и типичные запросы: "влияние алкоголя на организм", "пьяница в семье", "алкоголь и преступления" и др. — вы обнаружите множество горькой информации.
Задача учителя — выявить школьников, испытывающих затруднение в работе с ресурсами глобальной сети, помочь в формулировании поисковых запросов.
Доклады секций. Эвристическая беседа. Формулирование итогового тезиса по итогам обсуждения.
5. Диспут "Причины алкоголизма". (С использованием материалов произведения В.П.Астафьева "Герань на снегу"). Прочитать текст можно здесь . Произведение из цикла "Затеси"; основная проблематика — разрушение семьи, поиск смысла жизни, пробуждение души. Участники урока могут оставить свои суждения на одном из многочисленных форумов , обсудить представленный там материал.
Рассказ короткий, актуальный, эмоциональный, шокирующий. Такой и нужен для кульминации урока.
6. Работа с электронными библиотеками. А что по этому поводу думают художники слова? Анализ материалов литературной публицистики и отрывков из художественных произведений. Самое главное — поиск путей решения проблемы, что предлагают авторы?
Образы Мармеладова (Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"), Тихона Кабанова (А.Н.Островский "Гроза") и многих других, отрывки из публицистики помогут сформировать целостное представление масштабов проблемы. Задача учителя — научить работать с электронными библиотеками, заинтересовать, чтобы ученик самостоятельно поработал с ресурсами глобальной Сети и материалами обычной библиотеки.
7. Представление собственного мнения (форумы, интерактивные сервисы сравнения и ранжирования и т.д.) — домашнее задание. Важно, чтобы ученик высказался после самостоятельной работы. Виртуальной площадкой может быть блог педагога, открытое обсуждение на школьном сайте и другие варианты. Творческое задание — синквейн .
Планируемые результаты этапов урока:
1. Представлен эмоционально-психологический рисунок отношения к действительности отдельного школьного коллектива.
2. Выявлены проблемы, мешающие продуктивному развитию и функционированию социума.
3. Произведено ранжирование социальных проблем, обозначена наиболее актуальная.
4. Представлены губительные последствия алкоголизма через реальные факты (разрушение и уничтожение личности, губительное влияние на семью и общество).
5. Выявлено идейно-художественное своеобразие рассказа В.П.Астафьева "Герань на снегу" в русле анализа социальной проблемы.
6. Ученики научились работать с электронными библиотеками, владеют списком литературы, готовы к самостоятельной домашней деятельности.
7. Школьники представляют свою позицию, выполняя обычные и творческие задания.
Результат урока:
Из спектра выявлена актуальная социальная проблема, обозначены её последствия и предпосылки зарождения. Истоки проблемы просмотрены на реальных жизненных фактах и отрывках художественных произведений, начата деятельность по поиску путей решения (цель следующих уроков).
Освоение этапов урока, получение промежуточных результатов — гарантия успешного воплощения сценария урока.
Файлы: Поле чудес.М.Ю.Лермонтов.doc
Размер файла: 2266624 байт.