Автор конспекта:
Автор(ы): — Плешкова Анна Ивановна
Место работы, должность: — МБОУ Комская СОШ №4
Регион: — Красноярский бортик
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее рождение
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 категория
Предмет(ы): — Другое
Цель урока: —
Цель занятия:
1. Формирование опорной системы знаний вдоль теме
2. Первичное осознание нового учебного материала
3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи занятия:
образовательная — 1.Формирование опорной системы знанийпо теме «Лишние" слова в речи современной молодёжи»
развивающая — 1. Развитие речи посредством обогащение словарного запаса учащихся около введении новых понятий
2. Развитие логического мышления около анализе нового материала
3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)
4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер около выполнении практических заданий
5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности
воспитательная — 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач
2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе
3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место
4. Создание дидактических условий ради обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
-привлечение фактического материала,
-опора на ая окружающей жизни и исследование учащихся,
-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемое оборудование: —
Оборудований: презентация, видеоролик.
Используемые ЦОР: —
презентация, в которую входит невеликий ролик (27 сек)
Краткое описание: — Презентация к элективного занятию вдоль элективному курсу:«Культура речевого общения» в 10 классе Раздел: «Лексика современной молодёжи» Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.
Методическая исполнение элективного занятия вдоль элективному курсу:
«Культура речевого общения» в 10 классе
Раздел: «Лексика современной молодёжи»
Тема: «Лишние» слова в речи современной молодёжи.
Тип занятия: диспут
Цель занятия:
1. Формирование опорной системы знаний вдоль теме
2. Первичное осознание нового учебного материала
3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи занятия:
образовательная — 1.Формирование опорной системы знанийпо теме «Лишние" слова в речи современной молодёжи»
развивающая — 1. Развитие речи посредством обогащение словарного запаса учащихся около введении новых понятий
2. Развитие логического мышления около анализе нового материала
3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)
4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер около выполнении практических заданий
5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности
воспитательная — 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач
2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе
3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место
4. Создание дидактических условий ради обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
-привлечение фактического материала,
-опора на ая окружающей жизни и исследование учащихся,
-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям
Оборудований: презентация, видеоролик.
Ход занятия
1. Организационный стадия (приветствие, лейтмотив занятия)(2 мин)
Учитель:Здравствуйте! Сегодня мы продолжим наш элективный расценка «Культура речевого общения», обратите уход на тему сегодняшнего занятия:«Лишние» слова в речи современной молодёжи».(1 слайд)
2.Проверка домашнего задания (3 мин) Какие трудности вы испытали около выполнении домашнего задания? (обсуждение домашнего задания) (д/з было следующим: составить словарик «слова в моём лексиконе», записать «лишние слова», употребляемые в своей речи и подготовить публикация на заданную тему (индивидуальное домашнее задание)
3. Этап усвоения новыхзнаний(10 мин)
1). Вступительное обязательство учителя
Как вы думаете, с чем вы нынче познакомитесь? (познакомимся с тем, что в нашей речи существует скопище слов, нежелательных ради употребления; постараемся научиться избавляться от них)(2 слайд)Какие же слова являются «лишними»? Сейчас вы услышите придание Сафоновой Жанны, из которого узнаете, откудова в нашу полуслова попадают такие слова.
2)Сообщение ученицы: «Лишние» слова в речи современной молодёжи»(индивидуальная домашняя публикация ученицы).
Учитель:Какие слова называются «лишними»? (высказывания учащихся)
( «Лишние слова» – это слова, свято закрепившиеся в лексиконе человека, крепко-накрепко вошедшие в его разговорную речь. Это ни капли пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, сношающий в своей речи, их не замечает. А радиослушатель устает, изнемогает. По другому такие слова называются слова-паразиты)
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, ровно его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был сызнова одна чудак-
Это в общем знать так,
И его драгоценный зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А сызнова некий э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.(проецируется на экране 3 слайд)
Учитель: Найдите в этом стихотворении «лишние» слова
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что неандерталец имеет привычку произносить слова-паразиты, позволительно говорить всего только тогда, другой раз один и так же обязательство (или слова) он вставляет приземленно в каждое предложение.
Как вы считаете, к какому человеку безмерно частехонько привязываются «лишние слова»? Мнения ребят(Слова-паразиты прицепляются традиционно к тому человеку, тот неужели другой частехонько делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что умение произносить слова-паразиты – это планида людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою полуслова слова-паразиты)
Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем публикация Борисовой Ксении «Как вдоль иному в лингвистике называют лишние слова»
. (В лингвистической литературе есть монолитный цикл терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская).
Самое распространённое атрибут слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь. )
Учитель:Как вы думаете, засоряют династия нашу полуслова слова-паразиты?!
Этим и обусловлена смысл нашей сегодняшней работы: проанализировать слова-паразиты, частехонько встречающиеся в речи подростков, так и рассмотреть их функциональное значение.
Четыре дня вы наблюдали после своей речью и речью своих сверстников. Какие «лишние слова» вы отметили?
Заполним таблицу «Лишние» слова» в речи современной молодёжи
(пример заполненной таблицы»)(слайд 4,5,6)
№п/п
Лишнее слово
Психологическая и речевая ситуация
Пример употребления «лишнего» слова в предложении
1.
Короче
Резкость, произволение поворачивайтесь закончить речь
Короче, деяние было так…
2
Как бы
Неуверенность в том, что говорит; примерность суждения
Я вчерашний день ровно бы ждал тебя…; Мы еще ровно бы видели нынешний фильм…
3.
Типа
1. Желание выделиться
2. Заменитель паузы
Ты, типа, кто такой! Типа, расположение такая…
4.
Чё
Вопрос-недоумение
Ну и чё?!
5.
Щас (и последняя варьирование Интернета — щаз-з)
Нежелание что-либо делать
Ну ровно же, щас… размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з!
6.
Это
Пауза в эпоха говорения неужели употребления каких-то слов
Есенин… это… любил… это… животных. Он… это… посвятил им немерено стихотворений…
7.
Факт
Уверенность в своих словах
Так всё и было, факт.
8.
Реально
Одобрение, уверенность
Клёвый был фильм,
реально!
Учитель:Внимательно посмотрите на слова в таблице, ровно вы думаете, позволительно династия их поделить на группы? Если да, так какие?
Приходим к выводу, что слова-паразиты делятся на двум группы:(слайд 7)
Первая группаслов служит ради сокращения и ускорения речи. Это в действительности паразиты. Они засоряют нашу речь, почасту препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, так и др.
Вторая группаслов отражает наши эмоции. Главная их оттенок заключается в том, что они позволяют выразить один словом сказать каплю эмоций сразу, например, удивление и радость, гнев и огорчение, что безмерно доступно в молодёжной среде.
Это слова: реально, именно говоря и др.
Как вы считаете откудова в вашу полуслова попадают «слова – паразиты»?
(Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг, журналов, музыки, интернета, телевизора.)
В результате проведённой работы, к какому выводу мы с вами пришли? (выводы учащихся)
(выбор человеком того неужели иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но в всех случаях частое оборот «лишних слов» портит нашу речь.)
Сообщение ученицы:Сейчас мы с вами прослушаем публикация Недорезовой Олеси: «Сквернословие и авторитет этих слов на здоровье»
4.Сообщение ученицы Виноградовой Евгении «Советы вдоль избавлению от слов-паразитов из своей речи» (индивидуальная домашняя публикация ученицы).(6 мин)
(слайд 8,9)
5.Этап закрепления новых знаний.Игра — диспут вдоль теме занятия (20 мин)
Сейчас вы разделитесь на двум команды и получите задания. Всего их довольно 3. По окончании игры мы выясним, у кого более шансов избавиться от слов-паразитов в своей речи.
Задания.
1)Просмотрите видеоклип и ответьте на вопрос: «Являются династия сквернословные слова лишними?»(3 мин)(слайд 10)
2) Запишите ровно позволительно более синонимов к следующим словам-паразитам (10 мин): значит, собственно, так сказать, понимаешь, а именно, пышно (отлично, перфектно), так не вопрос, без проблем, короче, типа, например, ровно бы, это самое,.(слайд 11)
3) Запишите ровно позволительно более антонимов к следующим словам-паразитам (7 мин): короче, видишь ли, вдоль ходу, положим ваще, ясно, тема.(слайд 12)
Учитель: Хорошо, данная игра показала нам на как вы готовы отказаться от употребления слов-паразитов, а в настоящий момент обратите уход на слова Ивана Алексеевича Бунина(слайд 13), ровно вы считаете жизненно династия данное изложение сегодня? Почему?
6. Этап информации учащихся о домашнем задании. (Нарисуйте то, ровно вы видите слова-паразиты в своей речи и в речи своих друзей) (1 мин)
7. Этап подведения итогов урока (оценки, прощание) (2 мин).
Файлы: Презентация к элективному занятию Лишние слова.ppt
Размер файла: 1227776 байт.