Автор конспекта:
Автор(ы): — Скроботова Евгения Викторовна

Место работы, должность: — МОУ общеобразовательное учреждение Лицей №10 Стаж педагогической деятельности Наличие опыта участия в апробационных экспериментах нет + апробатор

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Другое

Используемые учебники и учебные пособия: —

Отчет об экспертизе реализации программы

Сентябрь-декабрь 2008г

Название программы «Правильная речь – залог успеха»

Автор Скроботова Е.В.

Образовательное учреждение МОУ ОУ лицей №10

Критерий 1: Достижение запланированных результатов

Показатель 1.1: Соответствие достигнутых промежуточных результатов планируемым

Экспертное мероприятие: Контрольный срез на определение соответствия промежуточных результатов планируемым

Дата проведения: 30.10.08

Эксперт: Баркалова Н.И., зам.дир по УВР лицея№10

Цель экспертизы: проверить степень усвоения учащимися основных норм фонологии (различие фонемного состава слов), фонетики (позиционные изменения согласных, транскрипция) и орфоэпии (правильное произношение слов)

Использованный метод: тестирование (тест см. приложение 1)

Собираемая информация: процентное соотношение качества усвоения учащимися программы на данном этапе

Результаты экспертизы показали, что из 12 слушателей 1 справился со всеми заданиями, набрав максимальное количество баллов и показав прочные знания во всех областях. Результаты остальных 11 учащихся представлены в таблице:

Проверяемые области знаний

Количество слушателей

справившихся

% выполнения

допустивших ошибки

Орфоэпические нормы

8

66,7%

3

Различие фонемного состава слова

9

75%

2

Позиционные изменения согласных

10

83,3%

1

Основы транскрипции

9

75%

2

Выводы: Курс предусматривает углубленное изучение фонетики, знакомство с фонетическими явлениями, не изучаемыми в школьном курсе. Слушатели показали высокий (от 66% до 83%) процент выполнения заданий, что говорит о вполне успешном овладении нормами, изучаемыми на данном этапе программы. Это соответствует планируемым результатам.

Рекомендации: Необходимо обратить особое внимание на изучение орфоэпических норм, так как задания такого типа включены в КИМы ЕГЭ по русскому языку, и попытаться увеличить процент безошибочного выполнения заданий.

Критерий 2: Эффективность предусмотренных программой средств контроля достигаемых результатов

Показатель 2.1: Использование предусмотренных программой средств контроля.

Экспертное мероприятие: изучение средств контроля

Дата проведения: ноябрь — декабрь 2008 г.

Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР

Цель экспертизы: отследить, какие используются средства контроля

Использованный метод: наблюдение за проведением итоговых занятий, анализ зачетных занятий и используемых на них средств контроля

Собираемая информация: средства контроля

Полученные результаты экспертизы:

В ходе экспертных мероприятий было посещено 2 занятия: зачеты в конце каждого блока первого модуля. Занятия проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием и представляли собой зачетную работу в виде тестовых заданий (блок «Фонетика») и презентацию мини-исследований «Как мы говорим?» (блок «Культура речи»).

Целью первого занятия являлся контроль усвоения учащимися знаний по фонетике. Само занятие проводилось в два этапа: теоретического (устные ответы на вопросы) и практического (зачетная работа). Вопросы к зачету и тестовые задания представлены в приложении №2. В ходе занятия выявлялись знания в следующих областях: артикуляционная классификация гласных и согласных, позиционные изменения гласных и согласных, понятие фонемы, приемы звукового повтора, нормы литературного произношения.

Зачетная работа представлена в двух вариантах и направлена на выявление у слушателей следующих умений:

А) делать полный фонетический разбор (давать полную характеристику звуков);

Б) отличать фонемы от звуков и букв;

В) уметь транскрибировать слова;

Г) соблюдать орфоэпические нормы (правильно произносить слова).

Результаты, представленные после обработки данных, показали, что слушатели курса в целом успешно справились с заданиями и показали прочные знания по фонетике:

Типы заданий

Кол-во справившихся (без ошибок)

% выполнения

Устный зачет

12

100

Фонетический разбор

10

83,3

Отличие фонем от звуков и букв

8

66,6

Транскрипция

8

66,6

Орфоэпические нормы

9

75

Целью занятий второго блока «Культура речи» является развитие исследовательских компетентностей учащихся и создание собственного исследования, которое оценивается по следующим критериям:

А) освоение и применение приемов исследовательской деятельности;

Б) степень разработки исследовательской проблемы;

В) качество оформления работы;

Г) умение представить свое исследование.

Выводы: данные занятия логически завершают каждый блок и являются методом контроля усвоения учащимися материала курса

Показатель 2.2: Возможность получения полной, объективной информации о результатах программы на основе использования предусмотренных средств контроля.

Экспертное мероприятие: изучение эффективности средств контроля

Дата проведения: ноябрь — декабрь 2008 г.

Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР

Цель экспертизы: отследить, какие используются средства контроля, возможность получения объективной информации о результатах программы.

Использованный метод: наблюдение за проведением итоговых занятий, анализ зачетных занятий и используемых на них средств контроля

Собираемая информация:

Полученные результаты экспертизы: были проанализированы результаты двух итоговых занятий (см. выше). Было выявлено, что использование данных средств контроля является эффективным в рамках курса, в частности Модуля 1 «Фонетика современного русского языка» и позволяет получить объективную информацию о степени усвоения учащимися материала модуля. Зачет по фонетике позволяет учащимся продемонстрировать знания как теоретические, так и практические (умения делать всевозможные разборы), а презентация мини-исследований позволяет проявить коммуникативные и исследовательские компетентности.

Критерий3: Ресурсная обеспеченность программы

Показатель 3.1: Степень исполнения предусмотренных программой методов и форм организации образовательной деятельности

Экспертное мероприятие: посещение и анализ занятий курса по выбору

Дата проведения: декабрь 2008 г.

Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР

Цель экспертизы: определить степень исполнения предусмотренных программой методов и форм организации образовательной деятельности: проблемная беседа, фиксация нового материала, закрепление материала, организация самого исследования.

Использованный метод: наблюдение, собеседование

Собираемая информация: действия учителя по выполнению методов форм организации деятельности учащихся

Полученные результаты экспертизы: на занятиях модуля «Фонетика современного русского языка» использовался учителем принцип исследовательского обучения: проблемная беседа — фиксация нового материала — закрепление материала.

Первый метод (организация проблемной беседы) учителем осуществляется верно: умело строятся вопросы, вовремя фиксируется материал, полученный в ходе беседы, выводы являются логическим переходом к новой теме или к следующему этапу занятия.

Фиксация нового материала осуществляется в виде исследовательских или поисковых заданий, которые выполняются ребятами чаще всего в группах.

Закрепление материала происходит в выполнении закрепительных, развивающих, творческих заданий. Руководитель курса организовывает деятельность слушателей как в виде групповой работы, так и осуществляя индивидуальный подход,

Выводы: методы, предусмотренные программой, руководителем курса используются активно и в полной мере. Учитель умело организовывает учебный процесс и создает атмосферу поиска и творчества на своих занятиях.

Показатель 3.2: Степень влияния реализуемых методов и форм организации образовательной деятельности на достижение запланированных результатов.

Экспертное мероприятие: посещение и анализ занятий курса по выбору

Дата проведения: декабрь 2008 г.

Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР

Цель экспертизы: определить степень влияния реализуемых программой методов и форм организации образовательной деятельности: проблемной беседы, фиксации нового материала, закрепления материала, организация самого исследования.

Использованный метод: наблюдение, собеседование

Собираемая информация: достигнутые учащимися результаты

Полученные результаты экспертизы:

Методы и формы организации образовательной деятельности, используемые в рамках данного курса, описаны выше. В ходе наблюдений и анализа результатов деятельности учащихся были сделаны следующие выводы:

ü при использовании данных методов создаются условия для развития творческой, познавательной активности учащихся;

ü развиваются исследовательская (умение создать свое исследование, анализировать художественный текст) и коммуникативная (умение работать в группах) компетенции учащихся;

ü в конце изучения данного модуля слушатели курса показывают на итоговом занятии результаты выше среднего (см. критерий 2), что соответствует планируемым программой результатам.

Показатель 3.4: Наличие и использование дидактических средств

Экспертное мероприятие: анализ материально технических условий реализации программы

Дата проведения: ноябрь 2008

Эксперты: Баркалова Н.И., зам.дир по УВР лицея№10, Дворникова Т.Н., учитель русского языка и литературы

Цель экспертизы: выявить, какие дидактические средства используются в рамках курса и целесообразность их использования

Использованный метод: анализ дидактических материалов, наблюдение, собеседование с учителем

Собираемая информация: дидактические средства, используемые в рамках курса

Полученные результаты экспертизы представлены в справке (см. Приложение 3) и свидетельствуют о разнообразии применяемых дидактических средств, помогающих

осуществлять индивидуальный подход в обучении и ориентированных на решение задач, поставленных в рамках курса

Выводы: использование дидактических средств целесообразно и приводит к высоким результатам (см. выше) в усвоении программного материала

Рекомендации: участвовать в выпуске лицейского сборника дидактических материалов для программ курсов по выбору


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. В каком ряду количество букв и звуков во всех словах совпадает:

А) страстное, бьющаяся, подстричь;

Б) июльский, маячить, прелестное;

В) создаешь, поющие, местность;

Г) тростниковые, вскользь, разъярившийся.

2. В каком ряду во всех словах количество звуков больше, чем букв:

А) непреложные, алюминиевый, грустный;

Б) юридический, вьетнамская, предыдущим;

В) предъявление, яростный, вальсировать;

Г) Япония, воюющий, юбиляр.

3. В каком ряду во всех словах количество букв больше, чем звуков:

А) просьба, въедливый, свадебное;

Б) дружелюбие, старьевщик, компенсация;

В) разъяриться, повсеместный, скользко;

Г) окрестность, въехавший, моющаяся.

4. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?

1) лежит 2) замуж 3) черёмуха 4) тощий

5. В каком слове происходит озвончение согласного звука?

1) сделка 2) пробежка 3) поход 4) заколка

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) нАчав

2) сливОвый

3) ерЕтик

4) взялАсь

7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный

звук?

1) шОфер

2) закупОрить

3) нАчали

4) цЕмент

8. В каких парах слов произношение второго слова отличается от произношения первого только смягчением одного из согласных: 1) перенос – перенес, 2) ожог – ожег, 3) туш – тушь, 4) уснут – уснуть, 5) снится – сниться, 6) лом – льем?

А) в 1,4; Б) в 1,4,5 В) в 3,4,5; Г) в 3,4,5,6; Д) во всех.

9. Затранскрибируйте:

Водяная, отгадывающий, предвесеннего.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Зачетная работа по фонетике.

Вопросы к зачету по фонетике:

1. Буквы и звуки

2. Артикуляционная классификация гласных

3. Артикуляционная классификация согласных

4. Позиционные изменения гласных

5. Позиционные изменения согласных

6. Понятие фонемы

7. Благозвучие речи. Приемы звукового повтора

8. Орфоэпия. Изменения в нормах литературного произношения

Зачетная работа. Вариант1

1, В русском языке фонем ( большее/меньшее), чем звуков, и (большее/ меньшее ), чем букв.

2. Звук [ь] может служить реализацией следующих фонем ( с применением соответствующих слов):

- _____________________ - __________________

- _____________________ - __________________

3. Характер позиционных изменений согласных в русском языке таков, что звук [ c`] теоретически может служить реализацией фонем , , ,, , .

4. Затранскрибируйте слово ящик.

5. Сделайте полный фонетический разбор слова ещё.

6. Основные приёмы звукового повтора – это…

7. Поставьте ударение:

Обеспечение, диспансер, откупорить, звонит.

Зачетная работа. Вариант1

1. В русском языке фонем (больше/меньше), чем звуков, и (больше/меньше), чем букв.

2. Звук [ь] может служить реализацией следующих фонем ( с применением соответствующих слов):

- _____________________ - __________________

- _____________________ - __________________

3. Характер позиционных изменений согласных в русском языке таков, что звук [т`] теоретически может служить реализацией фонем , , ,, , .

4. Затранскрибируйте слово ёж.

5. Сделайте полный фонетический разбор словоформы всех.

6. . Основные приёмы звукового повтора – это…

7. Поставьте ударение:

Усугубить, щавель, мышление, торты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Справка

об экспертизе дидактических материалов,

используемых в рамках курса по выбору «Правильная речь – залог успеха»,

руководитель Скроботова Е.В., учитель русского языка и литературы

Цель экспертизы: выявить целесообразность дидактических средств, используемых на занятиях курса.

Сроки проведения: ноябрь 2008 г.

Экспертизу осуществляли зам. дир. по УВР Баркалова Н.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Дворникова Т.Н.

В ходе экспертизы проведены следующие мероприятия:

ü посещены занятия;

ü проанализированы предоставленные дидактические материалы;

ü проведена беседа с руководителем курса.

В результате проведенных мероприятий было выявлено, что на занятиях используются разноуровневые дидактические материалы:

1. закрепительное упражнение;

2. нестандартное задание;

3. поисковое задание;

4. творческое задание (задания расположены по возрастанию сложности и требований от учащихся проявления самостоятельности, творческой активности при усвоении материала).

При этом используются следующие источники:

· Багрянцева В.А., Болычева Е.М. и др. Русский язык: учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., 2004

· Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка.

· Пазынин В.В. Фонетика современного русского языка // Современный урок, №5-6, 2007.

· интернет-ресурсы.

Кроме того учителем часто используются тестовые задания, составленные в форме заданий ЕГЭ по русскому языку (задания по фонетике и орфоэпии)

Рекомендации: участвовать в выпуске лицейского сборника дидактических материалов для программ курсов по выбору

Зам.дир по УВР Баркалова Н.И.

руководитель МО учителей русского языка и литературы

Дворникова Т.Н.

Краткое описание: — Элективный курс "Правильная речь"

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Рубрики: Другие Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология