Автор конспекта:
Автор(ы): — Скроботова Евгения Викторовна
Место работы, должность: — МОУ общеобразовательное учреждение Лицей №10 Стаж педагогической деятельности Наличие опыта участия в апробационных экспериментах нет + апробатор
Регион: — Красноярский край
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): — Другое
Используемые учебники и учебные пособия: —
Отчет об экспертизе реализации программы
Сентябрь-декабрь 2008г
Название программы «Правильная речь – залог успеха»
Автор Скроботова Е.В.
Образовательное учреждение МОУ ОУ лицей №10
Критерий 1: Достижение запланированных результатов
Показатель 1.1: Соответствие достигнутых промежуточных результатов планируемым
Экспертное мероприятие: Контрольный срез на определение соответствия промежуточных результатов планируемым
Дата проведения: 30.10.08
Эксперт: Баркалова Н.И., зам.дир по УВР лицея№10
Цель экспертизы: проверить степень усвоения учащимися основных норм фонологии (различие фонемного состава слов), фонетики (позиционные изменения согласных, транскрипция) и орфоэпии (правильное произношение слов)
Использованный метод: тестирование (тест см. приложение 1)
Собираемая информация: процентное соотношение качества усвоения учащимися программы на данном этапе
Результаты экспертизы показали, что из 12 слушателей 1 справился со всеми заданиями, набрав максимальное количество баллов и показав прочные знания во всех областях. Результаты остальных 11 учащихся представлены в таблице:
Проверяемые области знаний
Количество слушателей
справившихся
% выполнения
допустивших ошибки
Орфоэпические нормы
8
66,7%
3
Различие фонемного состава слова
9
75%
2
Позиционные изменения согласных
10
83,3%
1
Основы транскрипции
9
75%
2
Выводы: Курс предусматривает углубленное изучение фонетики, знакомство с фонетическими явлениями, не изучаемыми в школьном курсе. Слушатели показали высокий (от 66% до 83%) процент выполнения заданий, что говорит о вполне успешном овладении нормами, изучаемыми на данном этапе программы. Это соответствует планируемым результатам.
Рекомендации: Необходимо обратить особое внимание на изучение орфоэпических норм, так как задания такого типа включены в КИМы ЕГЭ по русскому языку, и попытаться увеличить процент безошибочного выполнения заданий.
Критерий 2: Эффективность предусмотренных программой средств контроля достигаемых результатов
Показатель 2.1: Использование предусмотренных программой средств контроля.
Экспертное мероприятие: изучение средств контроля
Дата проведения: ноябрь — декабрь 2008 г.
Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР
Цель экспертизы: отследить, какие используются средства контроля
Использованный метод: наблюдение за проведением итоговых занятий, анализ зачетных занятий и используемых на них средств контроля
Собираемая информация: средства контроля
Полученные результаты экспертизы:
В ходе экспертных мероприятий было посещено 2 занятия: зачеты в конце каждого блока первого модуля. Занятия проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием и представляли собой зачетную работу в виде тестовых заданий (блок «Фонетика») и презентацию мини-исследований «Как мы говорим?» (блок «Культура речи»).
Целью первого занятия являлся контроль усвоения учащимися знаний по фонетике. Само занятие проводилось в два этапа: теоретического (устные ответы на вопросы) и практического (зачетная работа). Вопросы к зачету и тестовые задания представлены в приложении №2. В ходе занятия выявлялись знания в следующих областях: артикуляционная классификация гласных и согласных, позиционные изменения гласных и согласных, понятие фонемы, приемы звукового повтора, нормы литературного произношения.
Зачетная работа представлена в двух вариантах и направлена на выявление у слушателей следующих умений:
А) делать полный фонетический разбор (давать полную характеристику звуков);
Б) отличать фонемы от звуков и букв;
В) уметь транскрибировать слова;
Г) соблюдать орфоэпические нормы (правильно произносить слова).
Результаты, представленные после обработки данных, показали, что слушатели курса в целом успешно справились с заданиями и показали прочные знания по фонетике:
Типы заданий
Кол-во справившихся (без ошибок)
% выполнения
Устный зачет
12
100
Фонетический разбор
10
83,3
Отличие фонем от звуков и букв
8
66,6
Транскрипция
8
66,6
Орфоэпические нормы
9
75
Целью занятий второго блока «Культура речи» является развитие исследовательских компетентностей учащихся и создание собственного исследования, которое оценивается по следующим критериям:
А) освоение и применение приемов исследовательской деятельности;
Б) степень разработки исследовательской проблемы;
В) качество оформления работы;
Г) умение представить свое исследование.
Выводы: данные занятия логически завершают каждый блок и являются методом контроля усвоения учащимися материала курса
Показатель 2.2: Возможность получения полной, объективной информации о результатах программы на основе использования предусмотренных средств контроля.
Экспертное мероприятие: изучение эффективности средств контроля
Дата проведения: ноябрь — декабрь 2008 г.
Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР
Цель экспертизы: отследить, какие используются средства контроля, возможность получения объективной информации о результатах программы.
Использованный метод: наблюдение за проведением итоговых занятий, анализ зачетных занятий и используемых на них средств контроля
Собираемая информация:
Полученные результаты экспертизы: были проанализированы результаты двух итоговых занятий (см. выше). Было выявлено, что использование данных средств контроля является эффективным в рамках курса, в частности Модуля 1 «Фонетика современного русского языка» и позволяет получить объективную информацию о степени усвоения учащимися материала модуля. Зачет по фонетике позволяет учащимся продемонстрировать знания как теоретические, так и практические (умения делать всевозможные разборы), а презентация мини-исследований позволяет проявить коммуникативные и исследовательские компетентности.
Критерий3: Ресурсная обеспеченность программы
Показатель 3.1: Степень исполнения предусмотренных программой методов и форм организации образовательной деятельности
Экспертное мероприятие: посещение и анализ занятий курса по выбору
Дата проведения: декабрь 2008 г.
Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР
Цель экспертизы: определить степень исполнения предусмотренных программой методов и форм организации образовательной деятельности: проблемная беседа, фиксация нового материала, закрепление материала, организация самого исследования.
Использованный метод: наблюдение, собеседование
Собираемая информация: действия учителя по выполнению методов форм организации деятельности учащихся
Полученные результаты экспертизы: на занятиях модуля «Фонетика современного русского языка» использовался учителем принцип исследовательского обучения: проблемная беседа — фиксация нового материала — закрепление материала.
Первый метод (организация проблемной беседы) учителем осуществляется верно: умело строятся вопросы, вовремя фиксируется материал, полученный в ходе беседы, выводы являются логическим переходом к новой теме или к следующему этапу занятия.
Фиксация нового материала осуществляется в виде исследовательских или поисковых заданий, которые выполняются ребятами чаще всего в группах.
Закрепление материала происходит в выполнении закрепительных, развивающих, творческих заданий. Руководитель курса организовывает деятельность слушателей как в виде групповой работы, так и осуществляя индивидуальный подход,
Выводы: методы, предусмотренные программой, руководителем курса используются активно и в полной мере. Учитель умело организовывает учебный процесс и создает атмосферу поиска и творчества на своих занятиях.
Показатель 3.2: Степень влияния реализуемых методов и форм организации образовательной деятельности на достижение запланированных результатов.
Экспертное мероприятие: посещение и анализ занятий курса по выбору
Дата проведения: декабрь 2008 г.
Эксперт: Горячева Л.В, зам.дир по УВР
Цель экспертизы: определить степень влияния реализуемых программой методов и форм организации образовательной деятельности: проблемной беседы, фиксации нового материала, закрепления материала, организация самого исследования.
Использованный метод: наблюдение, собеседование
Собираемая информация: достигнутые учащимися результаты
Полученные результаты экспертизы:
Методы и формы организации образовательной деятельности, используемые в рамках данного курса, описаны выше. В ходе наблюдений и анализа результатов деятельности учащихся были сделаны следующие выводы:
ü при использовании данных методов создаются условия для развития творческой, познавательной активности учащихся;
ü развиваются исследовательская (умение создать свое исследование, анализировать художественный текст) и коммуникативная (умение работать в группах) компетенции учащихся;
ü в конце изучения данного модуля слушатели курса показывают на итоговом занятии результаты выше среднего (см. критерий 2), что соответствует планируемым программой результатам.
Показатель 3.4: Наличие и использование дидактических средств
Экспертное мероприятие: анализ материально технических условий реализации программы
Дата проведения: ноябрь 2008
Эксперты: Баркалова Н.И., зам.дир по УВР лицея№10, Дворникова Т.Н., учитель русского языка и литературы
Цель экспертизы: выявить, какие дидактические средства используются в рамках курса и целесообразность их использования
Использованный метод: анализ дидактических материалов, наблюдение, собеседование с учителем
Собираемая информация: дидактические средства, используемые в рамках курса
Полученные результаты экспертизы представлены в справке (см. Приложение 3) и свидетельствуют о разнообразии применяемых дидактических средств, помогающих
осуществлять индивидуальный подход в обучении и ориентированных на решение задач, поставленных в рамках курса
Выводы: использование дидактических средств целесообразно и приводит к высоким результатам (см. выше) в усвоении программного материала
Рекомендации: участвовать в выпуске лицейского сборника дидактических материалов для программ курсов по выбору
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. В каком ряду количество букв и звуков во всех словах совпадает:
А) страстное, бьющаяся, подстричь;
Б) июльский, маячить, прелестное;
В) создаешь, поющие, местность;
Г) тростниковые, вскользь, разъярившийся.
2. В каком ряду во всех словах количество звуков больше, чем букв:
А) непреложные, алюминиевый, грустный;
Б) юридический, вьетнамская, предыдущим;
В) предъявление, яростный, вальсировать;
Г) Япония, воюющий, юбиляр.
3. В каком ряду во всех словах количество букв больше, чем звуков:
А) просьба, въедливый, свадебное;
Б) дружелюбие, старьевщик, компенсация;
В) разъяриться, повсеместный, скользко;
Г) окрестность, въехавший, моющаяся.
4. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?
1) лежит 2) замуж 3) черёмуха 4) тощий
5. В каком слове происходит озвончение согласного звука?
1) сделка 2) пробежка 3) поход 4) заколка
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1) нАчав
2) сливОвый
3) ерЕтик
4) взялАсь
7. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный
звук?
1) шОфер
2) закупОрить
3) нАчали
4) цЕмент
8. В каких парах слов произношение второго слова отличается от произношения первого только смягчением одного из согласных: 1) перенос – перенес, 2) ожог – ожег, 3) туш – тушь, 4) уснут – уснуть, 5) снится – сниться, 6) лом – льем?
А) в 1,4; Б) в 1,4,5 В) в 3,4,5; Г) в 3,4,5,6; Д) во всех.
9. Затранскрибируйте:
Водяная, отгадывающий, предвесеннего.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Зачетная работа по фонетике.
Вопросы к зачету по фонетике:
1. Буквы и звуки
2. Артикуляционная классификация гласных
3. Артикуляционная классификация согласных
4. Позиционные изменения гласных
5. Позиционные изменения согласных
6. Понятие фонемы
7. Благозвучие речи. Приемы звукового повтора
8. Орфоэпия. Изменения в нормах литературного произношения
Зачетная работа. Вариант1
1, В русском языке фонем ( большее/меньшее), чем звуков, и (большее/ меньшее ), чем букв.
2. Звук [ь] может служить реализацией следующих фонем ( с применением соответствующих слов):
- _____________________ - __________________
- _____________________ - __________________
3. Характер позиционных изменений согласных в русском языке таков, что звук [ c`] теоретически может служить реализацией фонем , , ,, , .
4. Затранскрибируйте слово ящик.
5. Сделайте полный фонетический разбор слова ещё.
6. Основные приёмы звукового повтора – это…
7. Поставьте ударение:
Обеспечение, диспансер, откупорить, звонит.
Зачетная работа. Вариант1
1. В русском языке фонем (больше/меньше), чем звуков, и (больше/меньше), чем букв.
2. Звук [ь] может служить реализацией следующих фонем ( с применением соответствующих слов):
- _____________________ - __________________
- _____________________ - __________________
3. Характер позиционных изменений согласных в русском языке таков, что звук [т`] теоретически может служить реализацией фонем , , ,, , .
4. Затранскрибируйте слово ёж.
5. Сделайте полный фонетический разбор словоформы всех.
6. . Основные приёмы звукового повтора – это…
7. Поставьте ударение:
Усугубить, щавель, мышление, торты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справка
об экспертизе дидактических материалов,
используемых в рамках курса по выбору «Правильная речь – залог успеха»,
руководитель Скроботова Е.В., учитель русского языка и литературы
Цель экспертизы: выявить целесообразность дидактических средств, используемых на занятиях курса.
Сроки проведения: ноябрь 2008 г.
Экспертизу осуществляли зам. дир. по УВР Баркалова Н.И., руководитель МО учителей русского языка и литературы Дворникова Т.Н.
В ходе экспертизы проведены следующие мероприятия:
ü посещены занятия;
ü проанализированы предоставленные дидактические материалы;
ü проведена беседа с руководителем курса.
В результате проведенных мероприятий было выявлено, что на занятиях используются разноуровневые дидактические материалы:
1. закрепительное упражнение;
2. нестандартное задание;
3. поисковое задание;
4. творческое задание (задания расположены по возрастанию сложности и требований от учащихся проявления самостоятельности, творческой активности при усвоении материала).
При этом используются следующие источники:
· Багрянцева В.А., Болычева Е.М. и др. Русский язык: учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. М., 2004
· Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка.
· Пазынин В.В. Фонетика современного русского языка // Современный урок, №5-6, 2007.
· интернет-ресурсы.
Кроме того учителем часто используются тестовые задания, составленные в форме заданий ЕГЭ по русскому языку (задания по фонетике и орфоэпии)
Рекомендации: участвовать в выпуске лицейского сборника дидактических материалов для программ курсов по выбору
Зам.дир по УВР Баркалова Н.И.
руководитель МО учителей русского языка и литературы
Дворникова Т.Н.
Краткое описание: — Элективный курс "Правильная речь"
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы