Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинова Наталья Федоровна

Место работы, должность: — МОУ Красноярская университетская гимназия №1 «Универс» Стаж педагогической деятельности

Регион: — Красноярский край

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — Другое

Используемые учебники и учебные пособия: — Апробатор: Череватенко Светлана Николаевна
Образовательное учреждение: МОУ Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Красноярска
Стаж педагогической деятельности 23 года

Наличие опыта участия в апробационных экспериментах: нет

— Отчет об экспертизе реализации программы


сентябрь – декабрь 2008 года
Программа Психометрия
Апробатор Череватенко Светлана Николаевна
Учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная школа №44»
Критерий 1
Показатель 1 1
Экспертное мероприятие 1
Название занятие: презентация курса.
Дата проведения 15.09.08
Эксперт (Череватенко С.Н., учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы: определить уровень готовности школьников к изучению данного курса, установить соответствие ожидаемых учащимися результатов изучения данного курса с планируемыми целями и задачами курса.
Использованный метод: измерение (анкета), наблюдение , анализ.
Собираемая информация:результаты анкеты и их обработки
Полученные результаты экспертизы: большинство учащихся осознано выбрали изучаемый курс, школьников привлекает возможность изучить свои психологические особенности, что позволит им в дальнейшем самоопределиться в выборе продолжения образования и деятельности, однако учащиеся имеют поверхностное представление о психологии как о науке, также выявилась часть учащихся, которую заинтересовало только название курса.
Выводы: данная работа помогает учащимся соотнести свои цели с целями курса, чётко сформулировать свои цели, запланировать результат..
Анкета автором программы не предусмотрена.
Рекомендации: разработать анкету.
Экспертное мероприятие 2
Название занятие: практические работы: психомоторная проба, словесный лабиринт,
Дата проведения : 06.10.08; 22.12.08.
Эксперт (Череватенко С.Н., учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы: установить соответствие достигнутых промежуточных результатовпланируемым: умение работать с психологическими методиками, обрабатывать полученные данные, представлять результаты.
Собираемая информация: результаты работы с методиками.
Полученные результаты экспертизы6 учащиеся справляются с работой, действия выполняют согласно инструкции, большинство верно представляют результат работы, делают необходимые выводы.
Выводы: данная работа позволяет учащимся познакомиться с психологическими методиками и их обработкой, соотнесение данных с теоретическим материалом, что предусмотрено программой.
Экспертное мероприятие 3
Название: контрольная работа
Дата проведения 11.12.08
Эксперт (Череватенко С.Н. учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы: соответствие достигнутых итоговых результатов планируемым: знание теоретического материала по темам: виды измерительного инструмента, психодинамические особенности человека(темперамент, особенности речи), индивидуальные свойства человека(характер, самооценка, мотивы, память, мышление).
Использованный метод: контрольная работа
Собираемая информация: письменные ответы учащихся
Полученные результаты экспертизы (анализ работы)
Лучше учащимися усвоены темы: темперамент, мотивы, память, мышление.
Показали хорошие знания по темам: характер, типы характеров.
Выводы: учащимися усвоены основные теоретические знания. Используемая терминология осмыслена учащимися, правильно используется. У школьников сформировалось понимание того, что психологический мир измеряем и главное, что необходимо измерять и как я могу измерять.
Автором программыпредусмотрена контрольная работа, критерием оценки которой является знание материала, умение аргументировано высказываться, но автор материалы контрольной работы не предоставил, апробатор составил ее самостоятельно
Рекомендации: предусмотреть знания теоретического материала как один из результатов курса. Составить контрольную работу.
Показатель 1 2
Экспертное мероприятие 4
Название: защита мини исследований
Дата проведения 18.12.08
Эксперт (Череватенко С.Н. учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы :выявление соответствия итоговых результатов программы целям: самоопределение учащихся в поле выбора направления дальнейшего образования, понимание своего внутреннего мира.
Использованный метод: экспертиза работ, анализ уровня и характера, выбранных учащимися форм учебного исследования.
Собираемая информация: текст работ учащихся.
Полученные результаты экспертизы: анализ работ показал, что учащиеся в большей степени умеют выполнять реферативные работы, но при этом показали умение самостоятельно пользоваться разными источниками информации, самостоятельность в подборе и анализе материала, использование Интернет источников. 25% учащихся выбрали работу мини исследования, показали высокий уровень проведения исследования, и грамотного представления работы.
Выводы: трудности у учащихся вызвала исследовательскаячасть работы в которой необходимо дать анализ полученных результатов исследования.
Рекомендации: автором программы не предложены возможные темы самостоятельного исследования школьников. Для работы учащимся апробатором были предложены темы: влияние темперамента на деятельность человека, уровень самооценки, определение мотивов поведения человека, виды памяти, особенности внимания человека и способы их выявления, виды мыслительных стратегий. Составить автору программы темы для мини исследований.
Экспертное мероприятие 5
Название: подведение итогов изучения курса
Дата проведения: 25.12.08.
Эксперт (Череватенко С.Н. учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы: определить соответствие итоговых результатов программы целям и задачам: развитие представленийо психологии как науки, понимание того, что психический мир измеряем и понимаем, умение представлять полученные результаты и их анализировать.
Использованный метод: беседа, анкетирование, наблюдение.
Полученные результаты экспертизы: у школьников сформировалось понимание, что психический мир измеряем , понимаем и главное, что необходимо измерять и как измерять, однако для части учащихся изучение данного курса оказалось затруднительным, так как учащиеся недостаточно владеют исследовательскими методами, не умеют анализировать полученные данные.
Выводы: данная работа позволяет соотнести запланированные цели и полученный результат.
Автором программы такая работа не предусмотрена.
— — — — Критерий 2
2.1 Степень использования предусмотренныхпрограммой средств контроля,
2.2 Возможность получения полной, объективной информациио результатах программына основе использования предусмотренных средств контроля.
Экспертное мероприятие 2.1 практические работы (в том числе домашние работы), контрольная работа, мини исследование
Дата проведения — Эксперт (Череватенко С.Н., учитель, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы6 выявить возможность получения полной, объективной информациио результатах программына основе использования предусмотренных средств контроля.
Использованный метод наблюдение
Собираемая информация: анализ содержания заданий, соответствия практических работ изучаемому материалу
Полученные результаты экспертизы:
Занятия простроены таким образом, что каждый блок теоретического материала поддерживается достаточным количеством практических работ, программой предусмотрена , но не предоставлена контрольная работа(текст, форма проведения), темы мини исследований учащихся.
Выводы: используемыев программе подбор практических работ достаточен для получения информации о достигаемых результатах. Но не предусмотрены средства контроля, позволяющие определить достигнуты ли полностью цели и задачи, поставленные в программе.
Рекомендации


Критерий 3
3.1 Степень исполнения предусмотренныхпрограммой методов и форм организации образовательной деятельности,
3.2 Степень влияния реализуемых методов и форморганизации образовательной деятельности на достижение запланированных результатов.
3.3. Умение педагога использовать предусмотренные программой педагогические средства
3.4. Наличие и использование дидактических средств.
Наличие и использование материально – технических средств, предусмотренных программой

Экспертное мероприятие посещение занятия по теме «Мотивы поведения» апробатора
Дата проведения24.11.08
Эксперт (Ромосько И.В., зам.директора по УВР, МОУ СОШ№44)
Цель экспертизы установить степень соответствия использования предусмотренных программой методов, форм, организации образовательной деятельности, умение педагога использовать предусмотренные программой педагогических средств и дидактических материалов.
Использованный метод наблюдение,
Собираемая информация анализ проведенного занятия
Полученные результаты экспертизы:

  • посещенное занятие – практическая работа: анализ писем Деду Морозу. Работа организована была в парах, результаты обсуждались всей группой.
  • учащиеся продемонстрировали понимание того, что они измеряют, следование инструктажу, умение анализировать материал, делать выводы по выделению основных мотивов поведения человека.
  • учителем проводилась корректировка обсуждаемых вопросов, инструктаж.
  • Выводы:используемые педагогом методы соответствуют заявленным программой, используются педагогические средства и дидактические материалы, предлагаемые автором программыи дополнительные разработки педагога апробатора.
    Рекомендации



    Критерии и показатели и оценки реализации программы
    Критерий 1: Достижение запланированных результатов
    Показатели
    1.1 Соответствие достигнутых промежуточных результатов планируемым..
    1.2.Соответствие достигнутых итоговых результатов планируемым.
    1.3.Соответствие результатов программы целям и задачам программы.
    Критерий 2: Эффективность предусмотренных программой средств контроля достигаемых результатов.
    Показатели:
    2.1 Степень использования предусмотренныхпрограммой средств контроля,
    2.2 Возможность получения полной, объективной информациио результатах программына основе использования предусмотренных средств контроля.
    Критерий 3: Ресурсная обеспеченность программы.
    Показатели:
    3.1 Степень исполнения предусмотренныхпрограммой методов и форм организации образовательной деятельности,
    3.2 Степень влияния реализуемых методов и форморганизации образовательной деятельности на достижение запланированных результатов.
    3.5. Умение педагога использовать предусмотренные программой педагогические средства
    3.6. Наличие и использование дидактических средств.
    Наличие и использование материально – технических средств, предусмотренных программой

    Используемая методическая литература: —

    Отчет об экспертизе реализации программы

    Сентябрь – декабрь 2008

    Программа «Профильная лаборатория психологии»: спецкурс «Психология самочувствия»

    Апробатор: Логинова Н.Ф.

    Учреждение: МОУ КУГ «Универс» (№1)

    Критерий 1. Достижение запланированных результатов

    Показатель 1.1. Соответствие достигнутых промежуточных результатов планируемым.

    Экспертное мероприятие 1.

    Название – письменная работа школьников.

    Дата проведения – 16 сентября и 11 декабря 2008 года.

    Эксперт (ФИО, должность, место работы) – Логинова Н.Ф., преподаватель спецкурса «Психология самочувствия».

    Цель экспертизы – определить, происходят ли изменения в умении школьников приводить примеры относительно принятия решений из своей жизни и анализировать их с точки зрения психологии возраста.

    Использованный метод- анализ продуктов деятельности.

    Собираемая информация — анализируются письменные работы школьников, которые они пишут в начале и в конце этапа.

    Полученные результаты экспертизы (документ «Сравнительный анализ письменных работ школьников по теме «Принятие решения» в Приложении № 1).

    Занимаясь на данном спецкурсе:

    v школьники в основной своей массе научаются приводить примеры из своей жизни про изучаемые феномены в темах «Взросление», «Принятие решений», видна динамика (в сравнением с началом года) в умении работать с примерами из собственной жизни – посмотреть на себя со стороны и проанализировать собственное поведение;

    v школьники начинают отвечать на вопрос «Почему так происходит?» при работе с собственными примерами;

    v у школьников начинает появляться «возрастной» взгляд на происходящее, т.е. интерпретируя события своей жизни они начинают оперировать такими понятиями, как «самостоятельность, ответственность, младший возраст, подростковый возраст, относящимися к психологии возраста.

    Выводы по показателю:

    Промежуточные результаты соответствуют запланированным.

    Выводы по показателю 1.1. План экспертизы по данному показателю выполнен

    Экспертное мероприятие 2. Название: Составление отчета о работе по собственному (учебному) исследованию школьников.

    Дата проведения: 23.12.2008.

    Эксперт (ФИО, должность, место работы): Логинова Н.Ф., преподаватель с/к «Психология самочувствия».

    Цель экспертизы:

    - наличествует ли общее представление о направлении, области, в которой учащийся предполагает выполнять исследовательскую пробу;

    - оформлен ли замысел работы;

    - оформлена ли гипотеза исследования.

    Использованный метод: письменный отчет.

    Собираемая информация: представление учащихся о ходе выполненииясвоего исследования, анализ степени выполнения исследования.

    Полученные результаты экспертизы:

    v Три человека из шести посещающих с/к (50%) смогли определиться с направлением своих исследовательских работ, выбрали научного руководителя и приступили к работе. Три человека еще не начали работать.

    v 83% (5 из 6 человек) определились с тематикой работы. Один человек только намечает интересующую ее сферу, но ей требуется помощь в оформлении конкретного исследовательского вопроса.

    v Два человека (33%) начали подготовку теоретической части работы. У них сформулирована цель работы, поставлен исследовательский вопрос, определены гипотеза и метод исследования.


    Критерий 2. Эффективность предусмотренных программой средств контроля достигаемых результатов.

    Показатель 2.1. Степень использования предусмотренных программой средств контроля

    Экспертное мероприятие 1

    Название – самооценка.

    Дата проведения – 11 декабря 2008г.

    Эксперт (ФИО, должность, место работы) – Логинова Н.Ф., преподаватель спецкурса «Психология самочувствия».

    Цель экспертизы определить, использует ли автор предусмотренные программой средства контроля.

    Собираемая информация – информация о видах контроля и его целях.

    Полученные результаты экспертизы (документ «Анализ осуществления контрольной деятельности» в Приложении № 2):

  • Письменные работы школьников проводятся с целью получения информации об умении учеников внятно оформлять свои мысли, отвечая на заданный вопрос, приводить аргументы, подтверждать примерами из собственной жизни, а также позволяют сравнивать получаемый образовательный результат с начальным уровнем школьников.
  • Выполнение работы по мини-исследованию организовано с целью обучения и проверки умения школьников проводить исследования на гуманитарном материале и работать с данными (давать инструкцию, проводить процедуру, обрабатывать результаты, их объяснять, оформлять результаты, публично представлять свою работу).
  • Оценивание успешности работы с собственным исследованием (дипломной работой) направлено на оценку умения выделить психологический феномен, сформулировать исследовательский вопрос относительно этого феномена, описать замысел исследования.
  • Выводы по показателю:

    Контрольно-оценочные процедуры соответствуют программе.

    Рекомендации

    v Надо предъявлять школьникам более жесткий формат отчета для оформления результатов мини-исследований, самостоятельно с этой работой справились не очень хорошо.

    v Во время занятий отводить время для специальной консультативной работы со школьниками по обсуждению предварительных данных, возможных интерпретациях и выводах результатов мини-исследований.


    Критерий 3. Ресурсная обеспеченность программы.

    Показатель 3.1. Степень использования предусмотренных программой методов и форм организации образовательной деятельности.

    Экспертное мероприятие 1

    Название – самооценка.

    Дата проведения – 11 декабря 2008г.

    Эксперт (ФИО, должность, место работы) – Логинова Н.Ф., преподаватель спецкурса «Психология самочувствия».

    Цель экспертизы определить, использует ли автор предусмотренные программой методы и формы организации образовательной деятельности.

    Собираемая информация – информация о методах и формах организации образовательной деятельности.

    Полученные результаты экспертизы:

    v Используются разнообразные методы и формы работы: мозговой штурм, проведение диагностических методик и обсуждение их результатов, работа с текстами и материалами Интернет, проведение и представление результатов мини-исследований (Приложение 3).

    Выводы по показателю: методы и формы работы соответствуют программе.


    Приложение 1

    «Сравнительный анализ письменных работ школьников по теме «Принятие решения»

    Первый срез – 16 сентября.

    В группе обучаются 6 старшеклассников.

    Школьникам предлагалось письменно ответить на вопрос «Заметно ли мне и окружающим, что я взрослею? Как это заметно?»

    Анализ ответов показал, что:

    v двое из шести могут ответить на тот вопрос, который им задан, а остальные - подменяют вопрос и строят рассуждение на совершенно другую тему (например, «Хочу ли я становиться взрослым?» или «Зачем становиться взрослым?»)

    v ни один школьник не смог привести примеры из своей жизни, подтверждающие высказывание;

    v в качестве критериев собственного взросления школьники преимущественно (5 человек) называют происходящие с человеком изменения внешности (например, меняется стиль одежды, изменяется рост, телосложение и вообще внешний облик).

    Второй срез – 11 декабря.

    Школьникам предлагалось следующее задание:

  • Напишите пример решения, которое было принято вами года три назад, и пример решения, которое приняли не так давно.
  • Сравните, отличаются ли эти решения? Если отличаются, то чем?
  • Объясните это отличие.
  • Анализ результатов показал:

    1. Из шести – пятеро справились с заданием — смогли привести примеры в соответствии с заданием.

    2. Из шести – трое смогли «увидеть» разницу. Основные критерии отличия: влияние сегодняшних решений на дальнейшую жизнь (судьбоносность решений), необходимость самостоятельного их принятия, расширение сфер принятия решений.

    3. Из шести – двое попытались объяснить эти различия с точки зрения возраста.

    Результаты представлены в таблице:

    первый срез

    второй срез

    понимание вопроса и построение ответа на ЗАДАННЫЙ вопрос

    2

    5

    умение привести примеры из своей жизни, подтверждающие его суждение

    0

    5

    умение видеть внутренние причины психологических феноменов

    1

    3

    умение анализировать информацию с точки зрения возрастных изменений

    0

    2

    Итак, сравнивая результаты, можно сказать, что:

    v школьники спецкурса в основной своей массе научаются приводить примеры из своей жизни про изучаемые феномены — видна динамика (в сравнением с началом года) в умении работать с примерами из собственной жизни – посмотреть на себя со стороны и проанализировать собственное поведение;

    v у школьников начинает появляться «возрастной» взгляд на происходящее, т.е. интерпретируя события своей жизни они начинают оперировать понятиями, относящимися к психологии возраста, т.е. можно сказать, что у школьников начинает появляться ресурс для анализа собственных примеров.

    Комментарий к выбору заданий:

    Не смотря на то, что формулировка второго задания кажется более узкой, чем первая, на наш взгляд, их результаты можно сопоставлять.

    В десятом классе со школьниками ведется специальная работа по психолого-педагогическому сопровождению. Школьникам говорится, что в старшей школе с вами по-другому выстраиваются отношения, по-другому выстраивается ваше образование, т.к. вы уже другие – стали старше, умнее, умелее, способнее. Таким образом, тема «взрослости» достаточно актуальна и обсуждаема в начале года не только на спецкурсе. Тем самым ее рамки сужаются. Вопрос «Как заметно взросление?» имеет отношение в первую очередь к примерам из собственной жизни, а во вторую – к пониманию причин, например, изменения отношения окружающих и т.д.

    Приложение 2

    Анализ использования форм контроля

    За истекший период применялись следующие формы контроля работы учащихся:

    v презентация и обсуждение на уроке собственных мини-исследований (проведено по теме «Взросление»). Оценивается умение школьников проводить исследования на гуманитарном материале и работать с данными (давать инструкцию, проводить процедуру, обрабатывать результаты, их объяснять, оформлять результаты, публично представлять свою работу) (17 ноября);

    v оценивание письменных ответов на вопросы (16 сентября, 11 декабря) – описано в Приложении 1;

    v оценивание качества работы со своей исследовательской работой (в течение декабря).

    Результаты работы с мини-исследованиями по теме «Взросление»

    Тематика мини-исследований и методика проведения появляется во время занятий по спецкурсу. В результате работы с рисунками по методике «Триптих» на одном из занятий спецкурса появился набор показателей, по которым можно увидеть взросление человека. Дальнейшее обсуждение позволило на основе этого набора показателей сформулировать критерии взросления, которые и были положены в основу методики. Все критерии сформулированы школьниками, и они настаивают на именно такой формулировке, находя разные смыслы в, казалось бы, схожих формулировках.

    В результате оформилась следующая методика: школьникам предлагается проранжировать предложенные критерии.

    Инструкция: перед тобой расположены критерии, на основе которых можно заметить собственное взросление. Расставь их, пожалуйста, по следующему порядку: на первое место поставь тот критерий, который считаешь самым главным и по которому ты видишь, что взрослеешь, на второе – менее главный и т.д.

    критерии взросления

    ответы (рейтинг)

    Внешние атрибуты взрослости (машина, квартира и т.д.)

    Появляются заботы

    Больше становится забот

    Внешние изменения (физические)

    Меняется статус

    Лучше понимаю людей – кто друг

    Меняется стиль одежды

    Изменяется мышление

    Изменяется образ себя

    Расширение контактов (больше друзей)

    Изменение деятельности

    Достижения

    Интересы становятся устойчивыми

    Меняются интересы

    Школьники выбирали сами группы испытуемых для сравнения результатов, проводили исследование на небольших выборках (по 8-10 человек), обрабатывали результаты, оформляли отчеты и делали устную презентацию.

    Мини-проекты были выполнены всеми участниками спецкурса по следующим направлениям:

    v сравнение критериев взросления учеников младшего и старшего подросткового возрастов;

    v сравнение критериев взросления старшеклассников и взрослых;

    v сравнение критериев взросления мальчиков и девочек;

    v сравнение критериев взросления старшеклассников, отличающихся занятиями разными видами деятельности («увлеченные учебой», «спортсмены», «активисты»).

    Результаты защиты мини-исследований представлены в таблице. Работы выполняли 6 человек.

    соблюдение всех этапов работы

    качество обработки данных

    умение интерпретировать данные и делать выводы

    презентация работы

    количество человек, успешно справившихся с заданием

    6

    6

    3

    4

    Итак, результаты работы с мини-исследованиями показали:

    v Все школьники справились с выделением группы испытуемых и сбором информации.

    v Все учащиеся справились с заданием обработки данных.

    v Учащиеся испытывают трудности при интерпретации данных и формулировке выводов.

    v Надо давать школьникам жесткий формат отчета для оформления данных, самостоятельно с этой работой справились не очень хорошо.

    v Учащиеся испытывают трудности при презентации результатов своей работы, теряются, сложно выделить главное в работе.

    Итак, в результате выполненной работы можно сказать, что работа с мини-исследованиями – это эффективный способ работы со старшеклассниками при условии совместного планирования исследования и совместного обсуждения результатов. Это позволяет школьникам осмыслять свою работу с помощью вопросов друг друга. Так как этап формулировки выводов является явно затруднительным для старшеклассников, необходимо специально выделять время на индивидуальные консультации.

    Совместное обсуждение работ позволяет школьникам учиться посмотреть на ситуацию с разных сторон (позиций), позволяет научиться не бояться вопросов к своей работе, позволяет учиться делать публичное выступление, позволяет учиться презентовать свою работу.

    На перспективу: выделять время на индивидуальные консультации по обсуждению результатов работы в группе и формулировке вывода.


    Приложение 3

    Методы и формы работы

    При работе с темами программы были использованы следующие формы работы:

    тема

    формы работы

    взросление

    - мозговой штурм

    - обсуждение

    - самостоятельная работа школьников с текстами Сальвадора Дали, Аврелия Августина, Карла Юнга, Толстого

    - работа с примерами из собственной жизни

    - проведение диагностической методики «Триптих»

    - обсуждение результатов

    - мини-исследования школьников

    - презентация результатов

    принятие решений

    - работа с материалами Интернет

    - обсуждение

    - работа с примерам из собственной жизни

    - анализ ситуаций

    Краткое описание: — Элективный курс "Психометрия"

    Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

    Файлы: историч аспект.ppt
    Размер файла: 3932672 байт.

    Рубрики: Другие Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология